Людвиг ван Бетховен: биография и творчество композитора

В каких жанрах работал композитор

Людвиг ван Бетховен сочинял музыку в разных музыкальных жанрах и для разных композиций музыкальных инструментов. Для симфонического оркестра он написал все:

  • 9 симфоний;
  • десяток сочинений самых разных музыкальных форм;
  • 7 концертов для оркестра;
  • опера «Фиделио»;
  • 2 мессы в сопровождении оркестра.

Бетховен создал множество замечательных произведений

Он написал: 32 сонаты, различные аранжировки, 10 сонат для фортепиано и скрипки, сонаты для виолончели и валторны, много небольших вокальных произведений и десяток песен. Камерная музыка также играет важную роль в творчестве Бетховена. В его творчестве можно выделить шестнадцать струнных квартетов и пять квинтетов, струнные и фортепианные трио и более десяти произведений для духовых инструментов.

Забота о племяннике

Вскоре умер младший брат композитора, и Бетховен решил заняться воспитанием сына. Композитор мечтал о том, чтобы его внук стал ученым, но мальчика никоим образом не тянуло ни к искусству, ни к науке. Ему нравились карточные игры и бильярд. Вскоре у него накопилось много долгов, и он понятия не имел, что с ними делать. Вот почему он пытался покончить жизнь самоубийством. Попытка не удалась, но Бетховен очень нервничал.

Это вызвало резкое ухудшение самочувствия, у него развилось тяжелое заболевание печени. Бетховен умер в 1827 году, 26 марта. Композитору было всего 57 лет. Во время похорон прозвучал Реквием до минор Бетховена, и около двадцати тысяч человек последовали за его гробом. По нему горевала вся Вена и весь мир.

Биография и творчество Бетховена

Занятия с Гайдном быстро разочаровали и ученика, и преподавателя. Их мнения не совпадали, и вскоре они расстались. Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен стал известен всем как пианист-виртуоз, его игра поразила слушателей до глубины души, так как он использовал в своих произведениях те элементы, которые раньше очень редко использовались. Следовательно, мы можем сказать, что именно Бетховен создал фортепианный стиль, который был далек от обычной утонченной манеры клавесинистов.

Этот стиль отчетливо прослеживается в сонатах No. 8, вып. 13, п. 14. Он выделялся не только музыкальными способностями, но и внешностью. Композитор всегда был одет небрежно и не причесывался. Он был резок, прямолинеен и никогда не извинялся за свои слова. Но, несмотря на его смелость и резкость, родственники Людвига всегда говорили, что он добрый и понимающий человек. Примерно в это же время произведения Бетховена стали появляться повсюду, и их успех был невероятным. Биография Людвига ван Бетховена полна ярких моментов, омрачивших проблемы со здоровьем.

взрослый Бетховен

Причины смерти

В биографии композитора Бетховена также представлены загадочные обстоятельства, особенно касающиеся его смерти. После того, как композитор покинул этот мир, буквально на следующий день специалисты провели вскрытие, чтобы установить точную причину глухоты композитора, но поставить точный диагноз так и не смогли. Еще в 2007 году, после исследования, судебный эксперт Кристиан Рейтер предположил, что врач Бетховена непреднамеренно ускорил смерть композитора. Каждый раз, когда он прокалывал брюшину Людвига, чтобы удалить лишнюю жидкость, он очищал место прокола лосьоном, пропитанным свинцом. Исследования показали, что после посещения врача уровень свинца в Бетховене снова и снова повышался.

Первые проблемы со слухом

За 10 лет в Вене Бетховен написал множество шедевров. Но уже в 1796 году, в возрасте 26 лет, Людвиг начал терять слух. У него диагностировали такое заболевание, как шум в ушах, воспаление внутреннего уха, из-за которого в ушах постоянно слышен звон. Врачи посоветовали Людвигу отдохнуть от людей и музыки. Только тишина и покой не помогли композитору в должной мере, он начинает понимать, что глухота неизбежна.

Во время медицинского отпуска в Хайлигенштадте он начал работу над Третьей симфонией, в будущем композитор назовет ее «Героической». Из-за проблем со слухом Бетховен начал вести «записные книжки разговоров». В них композитор общался со своими друзьями. Ему была написана мысль или вопрос, на которые он ответил устно или записал. Впоследствии эти записные книжки стали историческими документами. С тех пор биография Бетховена изменила направление.

Бетховен за работой

Поздние годы

Если в фортепьяно собственный стиль композитора проявляется уже в первых сонатах, то в симфонических произведениях особый стиль Бетховена пришел к нему гораздо позже. Чайковский отмечал, что только в третьей симфонии чувствуется зрелость, невероятная сила творческого гения композитора. Глухота оказала значительное влияние на жизнь Бетховена. Он редко покидает стены дома, полностью теряет восприятие звука. От этого он становится еще грубее, замыкается в себе. Несмотря на это, именно в этот период Людвиг ван Бетховен создает свои самые известные шедевры. В эти же годы была написана первая опера «Фиделио».

ура и успех

Последние годы жизни

Последние годы его жизни в биографии Л. Бетховена были тяжелыми. 1812 год ознаменовался значительным снижением творческой активности композитора. Это был застой, который длился около 3 лет, затем Бетховен возобновил работу с той же силой и энтузиазмом. В этот период было создано множество сонат для фортепиано, сонат для виолончели, квартетов и даже вокальных циклов.

Композитор даже позаботился о написании народных песен. Особенно ценны в этот период произведения Бетховена — «Торжественная месса» и Симфония No. 9 с хором. Исполнение девятой симфонии состоялось в 1824 году, после спектакля публика приняла композицию бурными аплодисментами, Людвиг все это время оставался спиной к публике и не испытывал этого восторга. Один из певцов развернул композитора к публике, которая аплодировала стоя, размахивая шляпами и шарфами. Это продолжалось так долго, что полиции пришлось потребовать, чтобы он остановился. Подобные выражения радости принимались только по отношению к личности императора, но не к рядовому композитору. Тот период был политически неспокойным, свобода слова и мысли была быстро подавлена, но Бетховен не боялся высказать свое мнение. В полиции его не трогали, их напугала невероятная популярность композитора.

жизнь композитора

Переходные годы (1812-1815)

1812-15 годы были поворотными в политической и духовной жизни Европы. За периодом наполеоновских войн и подъема освободительного движения последовал Венский конгресс (1814-15), после которого усилились реакционные монархические тенденции во внутренней и внешней политике европейских стран. Стиль героического классицизма уступил место романтизму, который стал основным направлением в литературе и сумел заявить о себе в музыке (Ф. Шуберт). Бетховен отдал дань победному ликованию, создав эффектную симфоническую фэнтези «Битва Победы» и кантату «Счастливый момент», премьера которых должна была приурочиться к Венскому конгрессу и принесла Бетховену беспрецедентный успех. Однако другие произведения 1813-17 годов отражают настойчивый, а иногда и болезненный поиск новых путей. В это время были написаны сонаты для виолончели (п. 4, 5) и фортепиано (п. 27, 28), несколько десятков обработок песен разных народов для голоса с ансамблем, первый вокальный цикл в истории жанра » Объявление далекой возлюбленной »(1815 г.). Стиль этих работ — экспериментальный, с множеством гениальных открытий, но не всегда такой целостный, как в период «революционного классицизма».

Творческий путь

Карьера Бетховена делится на три периода. В ранний период музыка Бетховена ощущала стиль его предшественников, Гайдна и Моцарта, но в более новом направлении. Основные произведения этого периода:

  • первые две симфонии;
  • 6 струнных квартетов;
  • 2 фортепианных концерта;
  • первые 12 сонат, самая известная из которых — Патетическая.

В середине периода Людвиг ван Бетховен очень беспокоился о своей глухоте. Он перенес все свои переживания в свою музыку, в которой чувствуется экспрессия, борьба и героизм. За это время он написал 6 симфоний и 3 концерта для фортепиано и концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, струнных квартетов и концерт для скрипки. Именно в этот период его карьеры были написаны «Лунная соната» и «Аппассионата», «Крейцерова соната» и единственная опера «Фиделио.

Произведения Бетховена отличались уникальностью и разнообразием

В поздний период творчества великого композитора в музыке появились новые сложные формы. Четырнадцатый струнный квартет состоит из семи взаимосвязанных частей, а последняя часть 9-й симфонии добавляет хоровое пение. В этот период творчества были написаны торжественная месса, пять струнных квартетов и пять фортепианных сонат. Музыку великого композитора можно слушать бесконечно. Все его композиции уникальны и оставляют приятное впечатление на слушателя.

Людвиг ван Бетховен: творчество

Людвиг начал сочинять музыку, еще живя в Бонне. Учитывая первые слабые работы, он их несколько раз переделывает. Ранних произведений Бетховена немного. Самый известный из них — «Сурок».

Композитор прославился после переезда в Вену. Период с 1792 по 1802 год характеризовался относительным успехом:

  • Сначала Бетховена ценили как пианиста-виртуоза, умело использующего в своей игре крайние регистры инструмента.
  • Позже стали пользоваться популярностью произведения, особенно камерные: квартеты, сонаты и др.

Бетховен в возрасте
Биография Бетховена — творческий путь

После начала болезни Бетховен некоторое время проводит в Хайлигенштадте. Здесь он пишет первые страницы Героической (Третьей) симфонии. Первоначально он был посвящен Наполеону. Однако, когда он сделал себя императором и тем самым уничтожил все завоевания революции, автор отменил это посвящение. С этого момента симфония стала «Героической».

Вскоре творчество Бетховена получило стилистическое признание. Уже в первых сонатах автора раскрываются его талант и оригинальность. Более того, по словам Петра Ильича Чайковского, только Третья симфония смогла полностью раскрыть гений Бетховена.

Оглохнув, Бетховен пишет свои лучшие произведения, в том числе единственную оперу. Он называется «Фиделио». Людвиг считал это самой дорогой своей работой, потому что работы:

  • потребовалось много энергии;
  • это вызвало много мучений;
  • принесла наибольшую боль.

Опера стала популярной только в 1814 году, а композитор написал ее в 1804 году.

Бетховен, произведения которого известны многим, оставил значительное музыкальное наследие:

  • девять симфоний;
  • пять концертов для фортепиано с оркестром;
  • восемь симфонических открытий;
  • шестьдесят пьес для фортепиано;
  • партитура для трех спектаклей («Король Стефан», «Эгмонт», «Кориолан»);
  • более пятнадцати струнных квартетов;
  • шесть троек.

Бетховен также написал много сонат:

  • молодежь;
  • для скрипки и фортепиано;
  • для фортепиано;
  • для виолончели и фортепиано.

Особое место в творческом наследии композитора занимают единственные в своем роде:

  • «Творения Прометея» (балет).
  • «Торжественная месса».
  • «Далекой возлюбленной» (вокальный цикл).
  • Верный».

Бетховен творит - картина Карла Шлоссера
Биография Бетховена: творческое наследие

Центральный период творчества (1802-1812)

1802-12 годы — время блестящего расцвета гения Бетховена. Глубоко укоренившиеся у него идеи преодоления страданий силой духа и победы света над тьмой после ожесточенной борьбы оказались созвучными идеям Французской революции. Эти идеи воплотились в 3-й («Героической») и Пятой симфониях, в опере «Фиделио», в музыке к трагедии И. В. Гете «Эгмонт», в Сонате — n. 23 («Страстный»).

Всего композитор за последние годы создал:

шесть симфоний (от п. 3 до п. 8), квартеты п. 7-11 и другие камерные группы, опера «Фиделио», фортепианные концерты 4 и 5, концерт для скрипки и тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром.

Ранний венский период (1792-1802)

Несмотря на свежесть и яркость своих ранних произведений, Бетховен понимал, что ему нужно серьезно заниматься. В ноябре 1792 года он окончательно покинул Бонн и переехал в Вену, крупнейший музыкальный центр Европы. Здесь он учился контрапункту и композиции у И. Гайдна, И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери. В то же время Бетховен начал выступать как пианист и вскоре заработал репутацию непревзойденного импровизатора и блестящего виртуоза.

Юного виртуоза посещали многие известные меломаны: К. Лихновский, Ф. Лобковиц, российский посол А. Разумовский и другие, в своих салонах они впервые сыграли сонаты, трио, квартеты, а затем и симфонии Бетховена. Их имена можно найти в посвящениях многих произведений композитора. Однако то, как Бетховен обращался со своими покровителями, в то время было почти неизвестно. Гордый и независимый, он никому не прощал попыток унизить его человеческое достоинство. Известны легендарные слова, брошенные композитором оскорбившему его меценату: «Были и будут тысячи князей, но Бетховен только один». Не любивший преподавания, Бетховен, тем не менее, был по композиции учителем фортепиано у К. Черни и Ф. Риса (оба впоследствии приобрели европейскую известность), а также у эрцгерцога Австрии Рудольфа.

В первое венское десятилетие Бетховен писал преимущественно фортепианную и камерную музыку: 3 фортепианных концерта и 2 дюжины фортепианных сонат, 9 (из 10) скрипичных сонат (в том числе № 9 — «Крейцерова»), 2 сонаты для виолончели, 6 струнных квартетов, серия ансамблей для различных инструментов, балет «Creazioni di Prometeo».

Симфоническая работа Бетховена началась в начале 19 века: в 1800 году он завершил Первую симфонию, а в 1802 году — Вторую. В то же время было написано его единственное ораторское искусство — Христос на Елеонской горе. Первые признаки неизлечимой болезни, появившиеся в 1797 году: прогрессирующая глухота и осознание отчаяния всех попыток вылечить болезнь, привели Бетховена в 1802 году к душевному кризису, что нашло отражение в знаменитом документе — «Heiligenstadt Testament». Выходом из кризиса стало творчество: «… Я был близок к самоубийству», — пишет композитор. — «Только это, искусство, держало меня».

Начало творческой жизни

Уже в то время Людвиг сосредоточил свое внимание на сочинении композиций. Но публиковать свои произведения он не спешил. Он много над ними работал, дорабатывал и постоянно улучшал. Его первое музыкальное издание датируется примерно двенадцатилетним возрастом. Из его произведений того времени сегодня наиболее известны Balletto del Cavaliere и Gran Cantata. Незадолго до этого он отправился в Вену, где познакомился с Моцартом. Встреча была скоротечной…

По приезду домой его охватила страшная боль: умерла его мать. Бетховену в то время было всего семнадцать, и ему пришлось взять на себя руководство семьей и заботиться о своих младших братьях и сестрах. С тех пор семейное положение еще больше ухудшилось, и через некоторое время под покровительством графа Вальдейштейна он на несколько лет переехал в Вену. Там он смог завершить свое музыкальное образование у Гайдна.

Но, живя в Бонне, он сумел увлечься революционным движением, которое в то время зародилось во Франции, вступить в ряды масонов и даже посвятить некоторые из своих работ как революции, так и масонству.

Позже Бетховен во многом позаимствовал стиль Гайдна в написании и исполнении музыки, и все трое вместе с Моцартом стали великой венской тройкой, основавшей венскую школу классической музыки.

Он также посещал теоретический курс в Вене и изучал вокальные композиции у знаменитого Сальери. Вскоре Бетховен получил хороший совет и был принят в высшее общество. Так, например, князь Лихновский предоставил ему жилье в собственном доме, граф Разумовский — свой квартет, который начал играть его музыку, а князь Лобковиц передал ему в распоряжение свою часовню. Так что было над чем поработать, и Бетховен, конечно, не преминул этим воспользоваться.

Если говорить о датах, то вступление Бетховена в высшее общество произошло в 1795 году.

Вена

Молодой человек вскоре привык к Вене и искренне полюбил этот город. В результате всего один раз, в 1796 году, он побывал в Праге и Берлине, а остальное время прожил в Вене. Если он хотел отдохнуть летом где-нибудь на природе, он отправлялся на окраину Вены, где некоторое время жил в крайне скромной обстановке. Там он сделал перерыв в своей повседневной работе и набрался сил в общении с природой.

Вскоре он занял первое место среди венских пианистов, и надо сказать, что это было более чем заслуженно. У него был исключительный дар импровизации.

А когда он выпустил свои первые три фортепианных трио, он также заработал репутацию отличного композитора. С тех пор он обнаружил в себе неиссякаемый источник воображения и творческого вдохновения, причем каждое новое произведение все больше и больше раскрывает его талант, развивая его и продолжая экспериментировать.

Поздний период (1816-1827)

Последнее десятилетие жизни Бетховена было омрачено как общей подавляющей политической и духовной атмосферой в Австрии Меттерниха, так и личными трудностями и потрясениями. Глухота композитора стала полной; с 1818 года он был вынужден использовать «записные книжки разговоров», в которые собеседники записывали адресованные ему вопросы. Потеряв надежду на личное счастье (имя «бессмертного возлюбленного», которому адресовано прощальное письмо Бетховена от 6-7 июля 1812 г., остается неизвестным; одни исследователи считают его Дж. Брунсвиком-Деймом, другие — А. Брентано), Бетховен согласился заботиться об образовании племянника Карла, сына его младшего брата, умершего в 1815 году. Это привело к долгой судебной тяжбе (1815-20) с матерью мальчика за право единоличной опеки. Способный, но легкомысленный племянник доставил Бетховену много боли.

Последние 5 фортепианных сонат (№№ 28–32), последние 5 квартетов (№№ 12–16), «33 вариации на тему вальса Диабелли», Багатель для фортепиано op. 126, две сонаты для виолончели, op.102, фуга для струнного квартета, Все эти произведения качественно отличаются от всех предыдущих. Это позволяет говорить о стиле позднего Бетховена, который имеет явное сходство со стилем композиторов-романтиков. Центральная для Бетховена идея борьбы света и тьмы приобрела в его более поздних работах подчеркнуто философское звучание. Победа над страданием дается уже не героическим действием, а движением духа и мысли.

В 1823 году Бетховен завершил торжественную мессу, которую сам считал своим величайшим произведением. «Торжественная месса» впервые была совершена 7 апреля 1824 года в Санкт-Петербурге. Через месяц в Вене состоялся последний благотворительный концерт Бетховена, на котором, помимо частей мессы, была исполнена его финальная Девятая симфония с финальным припевом на слова «Гимн радости» Ф. Шиллера. Девятая симфония с финальным обращением — «Обними, миллионы»! — стал идейным свидетельством гуманности композитора и оказал сильное влияние на симфонизм XIX и XX веков.

Детство и юные годы Бетховена

Детство и юность Бетховена (до осени 1792 г.) связаны с Бонном, где он родился в декабре 1770 г. Его отец и дед были музыкантами. Рядом с французской границей Бонн был одним из центров немецкого Просвещения в 18 веке. В 1789 году здесь был открыт университет, среди дидактических документов которого позже было обнаружено либретто Бетховена.

В раннем детстве профессиональное образование Бетховена доверяли «случайным» учителям, которые часто менялись — друзьям его отца, которые давали ему уроки игры на органе, клавесине, флейте и скрипке. Обнаружив в сыне редкий музыкальный талант, отец захотел сделать из него вундеркинда, «второго Моцарта» — большой и постоянный источник дохода. Для этого и его самого, и его друзей пригласили в часовню, где занимался технической подготовкой маленького Бетховена. Его заставляли играть на фортепиано даже ночью; Однако первые публичные выступления молодого музыканта (концерты в Кельне в 1778 году) не оправдали бизнес-планов отца.

Людвиг ван Бетховен не стал вундеркиндом, но вскоре обнаружил свой талант к композиции. На него сильно повлиял Кристиан Готлиб Нефе, который обучал его композиции и игре на органе с 11 лет, человека передовых эстетических и политических убеждений. Как один из самых образованных музыкантов своей эпохи, Нефе познакомил Бетховена с произведениями Баха и Генделя, просветил его в вопросах истории, философии и, что наиболее важно, воспитал в духе глубокого уважения к его родной немецкой культуре. Кроме того, Нефе стал первым редактором 12-летнего композитора, опубликовав одно из его самых ранних произведений: «Фортепианные вариации на тему марша Дресслера» (1782). Эти вариации стали самым ранним из сохранившихся произведений Бетховена. В следующем году были закончены три фортепианные сонаты.

К этому времени Бетховен уже начал работать в оркестре театра и занимал роль помощника органиста в придворной капелле, а вскоре после этого он также получил уроки музыки в аристократических семьях (из-за бедности семьи он был вынужден поступить в в эксплуатацию очень скоро). Поэтому систематического образования он не получил: в школу ходил только до 11 лет, всю жизнь писал с ошибками и никогда не понимал секрета умножения. Однако благодаря собственной настойчивости Бетховен сумел стать образованным человеком: самостоятельно выучил латынь, французский и итальянский языки и постоянно много читал.

Мечтая учиться у Моцарта, Бетховен посетил Вену в 1787 году и встретил своего кумира. Моцарт, выслушав импровизацию юноши, сказал: «Обратите на него внимание; однажды он заставит мир говорить о себе ». Бетховен не смог стать учеником Моцарта: из-за смертельной болезни матери он был вынужден срочно вернуться в Бонн. Там он нашел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнинга.

Идеи Французской революции были с энтузиазмом восприняты друзьями Бетховена в Бонне и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.

Композиционный талант Бетховена развивался не так быстро, как феноменальный талант Моцарта. Бетховен писал довольно медленно. За 10 лет первого — боннского периода (1782-1792) было написано 50 произведений, в том числе 2 кантаты, несколько сонат для фортепиано (ныне сонатина), 3 фортепианных квартета, 2 трио. Вариации и песни, предназначенные для любительской музыки, также составляют большую часть творчества Бонна. Среди них известная песня «Сурок».

Самые популярные произведения композитора

Самая известная опера Людвига ван Бетховена «Симфония № 5» была написана композитором в возрасте 35 лет. На тот момент у него уже были проблемы со слухом, и он отвлекался от создания других работ. Симфония считается главным символом классической музыки.

Оцените статью
Блог о биографиях