Бах Иоганн Себастьян: произведения и биография композитора

Хроматическая фантазия и фуга

Это было одно из самых новаторских произведений композитора. Это клавесинная музыка, созданная в 1720 году, но окончательная версия была готова в 1730 году.

«Хроматическая фантазия и фуга» полна экспрессии, и это несмотря на то, что эстетика того времени была такой, что чувства должны были постепенно пробуждаться.

Создавая эти произведения, автор придерживается традиций органного искусства, например монументальности и импровизационного размаха, но в то же время развивает приемы, которые использовались для создания скрипичной музыки, а также драматического декламации духовных кантат.

Современники композитора называли его «хроматическим.

Хорошо темперированный клавир

Сборник включает 48 фуг и прелюдий. Все они расположены в определенном порядке, полутонами. В нем всего 2 тома.

Первую часть этого сборника он завершил в 1722 году, пока композитор находился в Кетене, а вторая часть заняла гораздо больше времени, она была завершена в 1744 году.

Существует легенда, что Бах так быстро изобрел первую часть, потому что жил там, где не умел играть на инструменте. Ему было скучно, и он работал над своими произведениями.

Обе части быстро распространились в рукописном виде, но в типографике она была опубликована только в 1801 году, т. Е. 51 год после его смерти.

Его произведения были на какое-то время забыты, т.к к моменту его смерти стиль, в котором он писал музыку, вышел из моды.

Хорошо темперированный клавир — первое собрание произведений для всех двадцати четырех клавиш, хотя и раньше были попытки создать что-то подобное.

Рождественская оратория

Рождественская оратория состоит из 6 частей. Все они единообразны, например, вначале мы слушаем великолепный, торжественный хор или инструментальное произведение, симфонию с очень праздничным характером. А в конце каждой части — церковный хор.

У всех партий есть своя евангельская история. Оратория написана в 1734 году на основе ранее написанных им кантат. Впервые он был исполнен на Рождество 1735 года в церкви Св. Фомы в Лейпциге. Основа — сюжет, раскрытый в Евангелиях от Матфея и Луки, речитативы полны сердечности и возвышенности.

Страсти по Иоанну

Слово «страсти» (страсти) когда-то означало боль и страдание. В средние века так стал называться один из жанров духовной музыки.

Страсти по Иоанну использовали в этом творении главы 18 и 19 Евангелия от Иоанна, которые мы слушаем речитативом. Есть также поэтический текст арий, но неизвестно, кто его написал.

Это первая работа Баха в этом жанре, и она еще не так совершенна, как «Страсти по Матфею». Всего 68 номеров, в первой части 20 номеров.

При жизни автора их можно было услышать только в церкви. И из-за этого у Баха возник конфликт с властью. В Лейпциге было такое предписание, что все четные годы страсти должны были совершаться в церкви Святого Николая, а остальные — в церкви Святого Фомы.

В 1724 году «Страсти по Иоанну» должны были восхищать публику в одной церкви, но Баху это не понравилось. Во втором инструмент был лучше, и для певчих было гораздо больше места, и он попытался поставить первый в церкви св. Фомы, что вызвало споры.

Композитору пришлось пойти на уступки, но обещали, что к этому времени инструмент будет приведен в порядок.

Страсти по Матфею

Первая версия духовной оратории появилась в 1727-29 годах, а вторая — в 1736 году. Это одно из самых грандиозных произведений композитора, состоящее из 78 частей.

Страсти Сан-Маттео включают арии, речитативы, хоры и хоралы. Все действие длится 3 часа. Бах написал это произведение для лютеранского культа, но сейчас оно все чаще исполняется на сцене концерта.

Он использует тексты глав 26 и 27 Евангелия от Матфея в речитативной форме, а остальное представляет собой поэтическое переосмысление Библии, способ передать чувства главных героев.

Это произведение — вершина творчества Баха. Всего у композитора было 4 или 5 увлечений, но полностью достигли лишь 2 из них.

Веймарский период

органное искусство Баха

В 1708 году Бах стал придворным органистом герцога Веймарского. Параллельно работает камерным музыкантом в капелле. Жизнь и творчество Баха в этот период очень плодотворны. Это годы зрелости первого композитора. Появились лучшие органные произведения. Это:

  • Прелюдия и фуга до минор, ля минор.
  • Токката до мажор.
  • Пассакалия до минор.
  • Токката и фуга ре минор.
  • «Органная книга».

Параллельно Иоганн Себастьян работает над сочинениями в жанре кантаты, над клавесиновыми транскрипциями итальянских скрипичных концертов. Впервые обращается к жанру сольной скрипичной сюиты и сонаты.

Токката и фуга ре-минор

Это одно из самых известных произведений Баха. Однако нет уверенности, что это написал именно этот композитор. Авторство стали подвергаться сомнению в 1980-х годах, поскольку в этом произведении есть элементы стиля, которых нет в музыке Баха или нетипичны для него.

Но один из авторитетных исследователей, Кристоф Вольф, уверен, что «Токката и фуга ре минор» принадлежит Баху, просто она была создана им в ранний период творчества. Считается, что он был написан между 1703 и 1707 годами, когда он был в Арнштадте.

Гольдберговские вариации

Произведение состоит из арии и 30 вариаций для клавесина. Считается, что автор написал их по просьбе российского посланника Германа Карла фон Кейзерлинга, спонсировавшего композитора.

Почему именно «Вариации Гольдберга»? В честь молодого Иоганна Готлиба Гольдберга, который изготовил их для клиента.

Есть версия, что такой приказ дипломат сделал неспроста. Как только Кейзерлинг заболела, у нее началась бессонница. Музыка могла отвлечь его от болезни. Бах решил написать для него вариации, и граф обрадовался, назвав их своими вариациями. Он был щедрым на приз. Он подарил композитору золотую чашу луидоров. Но не все исследователи верят в правдивость этой версии.

Кетенский период

С 1717 года музыкант поселился в Кетене. Здесь он занимает высокую должность заведующего кафедрой камерной музыки. Фактически, он правитель всей придворной музыкальной жизни. Но его не устраивает слишком маленький город. Бах стремится переехать в более крупный и многообещающий город, чтобы дать своим детям возможность поступить в институт и получить хорошее образование. В Кетене не было качественного органа и даже хоровой капеллы. Поэтому здесь развивается клавесинная музыка Баха. Также композитор уделяет пристальное внимание ансамблевой музыке. Работы, написанные на кетенском языке:

  • 1 объем «ХТК».
  • Английские люксы.
  • Сонаты для скрипки соло.
  • Французские апартаменты.
  • «Бранденбургские концерты» (шесть пьес).
  • «Хроматическая фантазия и фуга».

Искусство фуги

Это произведение было написано предположительно для клавесина, оно состоит из 14 фуг и 4 канонов. Создан в период с 1742 по 1749 год.

Они задумывались как полифонические разработки, выполненные в тональности ре минор. Одна из фуг исполняется очень редко, потому что она почти копирует другую — 16 и 17.

Считается, что «Искусство фуги» создано для клавесина, но очень часто его можно услышать на фортепиано.

Характеристика стиля

иоганн Себастьян Бах творчество

Стиль творчества Баха формировался на основе различных школ и музыкальных жанров. Иоганн Себастьян органично вплел в свои произведения лучшие гармонии. Чтобы понять музыкальный язык итальянских и французских композиторов, он переписал их сочинения. Его творения были пропитаны французскими и итальянскими текстами, ритмами и формами музыки, северогерманским контрапунктом и лютеранской литургией. Синтез различных стилей и жанров гармонично сочетался с глубоким проникновением человеческого опыта. Его музыкальная идея отличалась особой уникальностью, многогранностью и некой космичностью. Творчество Баха принадлежит к стилю, уходящему корнями в музыкальное искусство. Это классицизм эпохи барокко. Для музыкального стиля Баха характерно владение необычной мелодической системой, где в музыке доминирует основная идея. Благодаря мастерству контрапункта несколько мелодий могут взаимодействовать одновременно. Немецкий композитор был настоящим мастером полифонии. Он отличался склонностью к импровизации и блестящей виртуозностью.

Лейпцигский период и последние годы жизни

музыка клавесина Баха

С 1723 года маэстро живет в Лейпциге, где руководит хором (он занимает должность кантора) в школе при церкви Сан-Томмазо в Томашуле. Активно участвуйте в общественном кругу меломанов. В «Колледже» города постоянно проходят концерты светской музыки. Какие шедевры обогатили творчество Баха в то время? Стоит кратко указать на основные произведения лейпцигского периода, которые по праву можно считать лучшими. Это:

  • Страсть к Иоанну».
  • Массовая си-минор.
  • «Страсти святого Матфея».
  • Поют около 300 человек.
  • «Рождественское молебное».

В последние годы жизни композитор сосредотачивается на музыкальных произведениях, которые пишет:

  • 2 тома «ХТК».
  • Итальянский концерт.
  • Матчи.
  • «Искусство побега».
  • Воздух с разными вариациями.
  • Органная масса.
  • «Музыкальное предложение».

После неудачной операции Бах ослеп, но сочинять музыку не переставал до самой смерти.

«Второе рождение»

При жизни творчество Себастьяна Баха не было оценено по достоинству. Современники знали его больше как органиста, чем как композитора. О нем не написано ни одной серьезной книги. Из огромного количества его работ опубликовано лишь несколько. После его смерти имя композитора было вскоре забыто, а уцелевшие рукописи пылились в архивах. Возможно, мы никогда ничего не узнаем об этом гениальном человеке. Но, к счастью, этого не произошло. Настоящий интерес к Баху возник в 19 веке. Однажды Ф. Мендельсон нашел в библиотеке партитуру «Страстей святого Матфея», которая его очень заинтересовала. Под его руководством эта работа была успешно проведена в Лейпциге. Многие слушатели пришли в восторг от музыки еще малоизвестного автора. Можно сказать, что это было второе рождение Иоганна Себастьяна Баха. В 1850 году (к столетию со дня смерти композитора) в Лейпциге было основано Баховское общество. Целью этой организации было опубликовать все найденные рукописи Баха в виде полного собрания сочинений. В результате было собрано 46 томов.

Иоганн Себастьян Бах. Биография и творчество

в произведениях Баха он преобладал

Будущий композитор родился в 1685 году в небольшом городке Айзенах, в семье музыкантов. Это была традиционная профессия для всей семьи. Первым учителем музыки Иоганна был его отец. Мальчик обладал отличным голосом и пел в хоре. В 9 лет оказалась сиротой. После смерти родителей его воспитал Иоганн Кристоф (старший брат). В 15 лет мальчик с отличием окончил лицей «Ордруф» и переехал в Люнебург, где начал петь в хоре «избранных». В 17 лет он научился играть на различных инструментах: альте, клавесине, органе, скрипке. С 1703 года он жил в нескольких городах: Арнштадте, Веймаре, Мюльхаузене. Жизнь и творчество Баха в этот период были полны трудностей. Он постоянно меняет место жительства, что связано с нежеланием чувствовать себя зависимым от определенных работодателей. Он был музыкантом (органистом или скрипачом). Условия труда его тоже постоянно не устраивали. В этот период появляются его первые сочинения для клавесина и органа, а также священные кантаты.

Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор)

Это одно из самых популярных произведений композитора. Его оригинал не сохранился, но считается, что он был написан для скрипки.

В первой части мы слышим резкую и энергичную мелодию. Вторая часть имеет мрачное и сосредоточенное выражение. Третья часть подвижна и устойчива, она лишь подчеркивает драматизм произведения.

Концерт n. 1 для клавесина с оркестром (ре минор) поражает своей драматичностью и размахом.

Символика произведений Баха

В эпоху барокко появились музыкальные символы. Именно через нее открывается сложный и удивительный мир композитора. Музыка Баха воспринималась современниками как прозрачная и понятная речь. Это было связано с наличием устойчивых мелодических сдвигов, в которых выражались определенные эмоции и идеи. Такие звуковые формулы называют музыкальными риторическими фигурами. Некоторые из них выражали привязанность, другие имитировали интонации человеческого языка, а третьи носили живописный характер. Вот некоторые из них:

  • анабасис — лазание;
  • циркуляция — вращение;
  • катабасис — нисхождение;
  • восклицательный знак — восклицание, шестой асцендент;
  • побег — беги;
  • passus duriusculus — хроматическое движение, используемое для выражения страдания или боли;
  • шушпиратио — вздох;
  • выстрел — стрела.

Постепенно музыкальные риторические фигуры становятся своеобразными «знаками» определенных понятий и чувств. Так, например, нисходящая фигура катабасиса часто использовалась для передачи боли, печали, боли, смерти, положения в гробу. Постепенное движение вверх (анабасис) использовалось для выражения вознесения, возвышенного духа и других моментов. Мотивы-символы присутствуют во всех произведениях композитора. В произведениях Баха преобладал протестантский хор, к которому мастер обращался на протяжении всей своей жизни. Он также имеет символическое значение. Работа с хором исполнялась в самых разных жанрах: кантаты, страсти, прелюдии. Поэтому вполне логично, что протестантское пение является неотъемлемой частью музыкального языка Баха. Среди важных символов, встречающихся в музыке этого исполнителя, — устойчивые комбинации звуков, которые имеют постоянное значение. Символ креста преобладал в творчестве Баха. Он состоит из четырех разнонаправленных нот. Примечательно, что если по нотам расшифровать фамилию композитора (БАХ), то образуется такой же графический узор. СИ — Б плоский, А — А, В — ДО, СИ — СИ. Такие исследователи, как Ф. Бузони, А. Швейцер, М. Юдина, Б. Яворский и другие внесли большой вклад в развитие музыкальной символики Баха.

Основные жанры

Произведение Баха включает в себя различные традиционные жанры. Это:

  • Поют и выступают.
  • Страсти и массы.
  • Прелюдии и фуги.
  • Хоровые аранжировки.
  • Танцевально-концертная сюита.

Естественно, он позаимствовал жанры, перечисленные его предшественниками. Однако это дало им самый широкий охват. Маэстро умело обновил их новыми музыкальными и выразительными средствами, обогатив характеристиками других жанров. Ярчайший пример — хроматическая фантазия ре минор. Произведение создано для клавесина, но содержит драматизм театрального происхождения и выразительные свойства великих импровизаций для органа. Нетрудно заметить, что опера Баха «обошла» оперу, которая, кстати, была одним из основных жанров своего времени. Однако стоит отметить, что многие светские кантаты композитора сложно отличить от комедийных спектаклей (в то время в Италии они переродились в оперной буффе). Некоторые кантаты Баха, созданные в духе остроумных жанровых сцен, предвосхитили немецкий зингшпиль.

Идейное содержание и круг образов Иоганна Себастьяна Баха

жизнь и творчество Баха

Творчество композитора богато образным содержанием. Из-под пера настоящего мастера рождаются как чрезвычайно простые, так и чрезвычайно величественные творения. В искусстве Баха есть наивный юмор, глубокая боль, философские размышления и острейшая драматургия. Гений Иоганн Себастьян в своей музыке отразил такие значимые аспекты своей эпохи, как религиозные и философские вопросы. С помощью фантастического мира звуков он размышляет о вечных и очень важных вопросах человеческой жизни:

  • О моральном долге человека.
  • О его роли в этом мире и его предназначении.
  • О жизни и смерти.

Эти размышления имеют прямое отношение к религиозным темам. И это не удивительно. Композитор почти всю жизнь служил в церкви, поэтому большую часть музыки написал для нее. В то же время он был верующим, знал Священное Писание. Его справочником была Библия, написанная на двух языках (латинском и немецком). Он придерживался поста, ходил на исповедь и соблюдал церковные праздники. За несколько дней до смерти он принял причастие. Главный герой композитора — Иисус Христос. В этом идеальном образе Бах увидел воплощение лучших качеств, присущих человеку: чистоту помыслов, стойкость духа, верность избранному пути. Жертвенное обязательство Иисуса Христа ради спасения человечества было для Баха самым сокровенным. В творчестве композитора эта тема была самой важной.

Оцените статью
Блог о биографиях