15 декабря Церковь чтит память святого мученика и исповедника Аввакума. Протоиерей Аввакум был самым ярким и влиятельным идеологом старообрядцев, непримиримым противником беспощадной реформы Никоновской церкви и лидером «ревнителей древнего благочестия». Известно более восьмидесяти литературных и публицистических произведений протоиерея, из которых наиболее значительным является «Житие протоиерея Аввакума, написанное им самим».
Упрямый человек, защищавший старообрядчество, окончившее свою жизнь на костре, Аввакум рассказывает о своей жизни, полной испытаний и страшных невзгод, в своей «Жизни» — первом опыте автобиографии в истории русской литературы.
Житие священномученика и исповедника Аввакума
Аввакум родился в семье потомственного священника Борисоглебской церкви села Григорово Нижегородской области (ныне Большемурашкинский район Нижегородской области) Петра Кондратьева (умер около 1636 г.). У него было четыре брата: младшие — Козьма и Герасим — были еще живы в 1666 году, третий, Евфимий, а четвертый умер во время чумы в Москве в 1654 году.
Полуразрушенный храм Казанской иконы Божией Матери в селе Григорово Большемурашкинского района Нижегородской области. Находится на месте деревянной церкви Борисоглебска, где служил отец Аввакума
Отец Аввакума, Петр, «усердно пил Хмельнова», а его мать Мария (в монашестве она получила имя Марфа) была женщиной, которая строго постилась и была молитвенником, научив сына «страху Божьему». Она занималась воспитанием своих детей и смогла передать им свою горячую веру во Христа.
В 1636 году умер отец Аввакума. В 1638 году семнадцатилетний Аввакум под руководством матери женился на четырнадцатилетней сироте Анастасии Марковне (1624-1710). Она была дочерью местного кузнеца. Анастасия Марковна становится для Аввакума верным товарищем, верным помощником, верным другом во всех жизненных невзгодах.
В 1642 году Аввакум был рукоположен в сан диакона, а уже в 1644 году он был рукоположен в священники. Он стал священником в селе Лопатищи Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Именно в это время у нее родился первый сын Иван. Всего у Аввакума и Анастасии Марковны было пятеро детей: Иван (1644-1720), Прокопий (1648 — около 1717), Корнелиус (1653), Афанасий (1664) и имя еще одного сына, родившегося и умершего в Сибири, чужой ; и три дочери: Агриппина (1645), Акулина и Аксиния.
Аввакум читал много духовной литературы, непрестанно молился, падал ниц на землю до изнеможения. Сознательное и ревностное исполнение своих обязанностей, строгость нравственных требований привлекли в него многих духовных чад, даже дворянка Феодосия Морозова и ее сестра, княгиня Евдокия Урусова, стали духовными дочерьми протоиерея, которые впоследствии также страдали от своего древнего благочестия.
Однако пастырский максимализм Аввакума в первые годы его служения иногда приводил к конфликтам как с прихожанами, так и с некоторыми из сильных мира сего. От вдовы «хозяин забрал дочь», — заступился протоиерей. «Босс» сначала «раздавил» протопопа до смерти, так что он лежал «мертвым полчаса или больше», затем «когда он пришел в церковь, он избил его и поволок за ноги на землю, одетый в одежду облачения, «выстрелил« из ружья »и, наконец,« дом отобрали и вывели из строя, все ограбив».
«Танцующие медведи с бубнами и домрой» пришли в Лопатицы, устроив там демонические танцы, и подвижник Аввакум, «завидующий Христу, прогнал их и разбил хари и бубны, один унес двух больших медведей от многих — один» ранен, а другой ушел на поле».
Губернатор Шереметев Борис Петрович пожаловался на произвол Аввакума. Шереметев подозвал его к себе, «отругал и хотел было отпустить, прощаясь только с сыном Матфеем», который, вопреки русскому обычаю, сбрил бороду и усы.
Но протоиерей, «увидев образ блудницы» молодого боярина, не испугался губернаторского гнева и категорически отказался благословлять своего сына Бориса Петровича. Шереметев, разгневанный отказом Аввакума благословить сына, бросил протоиерея в Волгу, так что тот едва избежал неминуемой смерти.
Аввакум постоянно обличал и стыдил своих прихожан за разные пороки и соседских священников за то, что они плохо следовали церковным правилам и канонам. Конфликт Аввакума с прихожанами хорошо показан в фильме Н. Досталя «Раскол». Там протоиерей, борющийся с суевериями и безобразием, в конце концов изгоняется как из Лопатищ, так и из своего второго прихода в Юрьевце-Подольске.
В 1651 году в Москву приехал Аввакум. Здесь он нашел поддержку влиятельного протоиерея, царского духовника Стефана Вонифантьева. С этого времени он принимал активное участие в кругу «ревнителей благочестия», последовательно осуществляя их программу нравственного исправления, в обязанности которой, в частности, входило единодушное одобрение церковного служения и устная проповедь.
Он жил со своим другом, известным московским священником, протоиереем Казанского собора Иоанном Нероновым, который прославился тем, что первым читал публичные проповеди, иногда прямо на Красной площади. Послушать Неронова пришел и сам царь, молодой Алексей Михайлович.
После смерти патриарха Иосифа (1652 г.) новый патриарх Никон заменил бывших опорных руководителей Москвы украинскими книжниками во главе с Арсением Греком, знавшим греческий язык.
Если бы Аввакум, Иван Неронов и другие выступали за уточнение и исправление церковных книг на основе древних русских православных рукописей, Никон сделал бы это, опираясь на греческие богослужебные книги.
Первоначально патриарх хотел забрать старинные «харатские» книги, но затем решил довольствоваться итальянскими книгами, напечатанными в униатских типографиях Флоренции. Аввакум и другие противники реформы были уверены, что эти публикации искажены.
Протопоп подверг резкой критике точку зрения Никона в обращении к царю, написанном им вместе с протопопом Костромским Даниилом. Аввакум был одним из первых приверженцев античности и был одной из первых жертв гонений со стороны противников патриарха Никона.
В 1653 году из Казанского собора, где служил Аввакум, он пошел со своей паствой в «сушилку», то есть в амбар, говоря, что в остальное время «конюшни лучше церквей».
Его взяли и бросили в подвал Спасо-Андроникова монастыря, где держали в цепях, требуя признания церковных реформ. Итак, он просидел три дня и три ночи «без еды и питья», но оставался непреклонным.
Протоиерей не был таким, чтобы отклоняться от того, что он считал истиной. «Они ругают меня, — писал он, — что он не подчинялся патриарху, а я ругаю его за то, что он пишет, а лает», «тянут за волосы, и подталкивают под бедра, и принимают за цепь, и плюнуть в глаза ». Патриарх Никон хотел его отрезать, но за протоиерея вступился царь Алексей Михайлович.
В сентябре 1653 г он был сослан вместе с семьей в Сибирь. Десять лет он побывал в Тобольске, в фортах Енисея и Якутска, на даурской земле.
В Даурии Аввакум много раз пострадал от губернатора Афанасия Пашкова. Пашков был «жестким человеком: он постоянно жжет и мучает людей», и ему «приказали мучить Аввакума». Все остальные во всем устраивали воеводы. Но Аввакум не побоялся разоблачить плохие дела губернатора, за что, конечно, рассердился и приказал сбросить протоиерея с семьей с набережной, по которой он плыл по Тунгуске.
Также было страшно на хрупкой дорожке, и здесь мне пришлось пробираться с маленькими детьми через непроходимую пустыню диких ущелий Даурии. Аввакум не выдержал и написал Пашкову укоризненное послание. Пашков рассердился больше, чем когда-либо, приказал подтащить к себе протоиерея, прежде чем сам его избить, затем приказал нанести ему семьдесят два удара хлыстом, а затем бросить в Братскую тюрьму.
Аввакум провел шесть лет на даурской земле, добрался до Нерчинска, Шилки и Амура, перенеся не только все трудности тяжелого похода, но и жестокие преследования Пашкова, которые он разоблачал различной ложью.
В 1663 году Аввакум вернулся в Москву, где царь Алексей Михайлович приветствовал его, надеясь, что протоиерей утолит его пыл и под влиянием ласкового приема перестанет выступать против церковных реформ. Царь даже предложил Аввакуму место своего духовника. Насколько высоким был этот пост в те годы, сегодня сложно представить.
Однако, поскольку царь не хотел возвращаться в доскизматическое церковное благочиние, Аввакум снова стал отстаивать древние традиции церкви в религиозных спорах. Возмущенный царь сослал протоиерея в 1664 году в Мезень, где, тем не менее, продолжил проповедь и как мог поддерживал староверов.
Протопоп оставался в Мезени полтора года. В 1666 году его снова привезли в Москву, где был созван собор греческих и русских епископов, призванный осудить традицию древнерусской церкви и ее приверженцев. 13 мая после увещевания Собора Аввакум был отрезан и «низложен» в Успенском соборе во время мессы. Потом отвели протоиерея в Пафнутьев монастырь и там «заперли в темном шатре, приковали цепью, продержали год».
В 1667 году Аввакум и его соратники были отправлены за Полярный круг в Пустозерск на Печоре. Не имея возможности проповедовать в церквях, Аввакум рассылал страстные полемические послания, которые распространились по России, даже достигнув стен самого Московского Кремля. Четырнадцать лет он просидел на хлебе и воде в земляной темнице в Пустозерске вместе со своими товарищами: священником Лазарем, иноком Епифанием, диаконом Феодором и протоиереем Симбирским Никифором.
14 апреля 1682 г., в Страстную пятницу, по указу царя Федора Алексеевича Аввакума «за великое богохульство против царского дома» он был заживо сожжен в бревенчатом доме вместе со своими сподвижниками. Сожженные заживо мученики в один голос исполнили фанатичную песню «Госпожа, прими молитву, раб Твой». В огне Аввакум сумел освободить руку и, сложив ее двумя пальцами в крестное знамение, поднял ее высоко над собой, в последний раз обращаясь к народу: «Если молишься таким крестом, не погибай» навсегда!».
Расстрел пустозерских узников показал слабость государственной власти, огромное духовно-нравственное превосходство старообрядцев над принимавшими реформы Никона.
Прославление пустозерских узников
Житие, написанное протоиереем Аввакумом, было широко распространено по всей России. Уже в конце 17 века появились первые иконы с изображением Аввакума, стоящего перед Спасителем.
В начале XVIII века был составлен богослужение святым исповедникам и страждущим — протоиерею Аввакуму, епископу Павлу Коломенскому и другим. Отчет был опубликован в 1912 году в церковном журнале. В сентябре 1912 года впервые был поднят вопрос о канонизации епископа Коломенского Павла, протоиерея Аввакума и других старообрядцев, но по требованию государственных органов вопрос был закрыт.
Однако 5 августа 1912 года епископ Нижегородский Иннокентий освятил часовню во имя святых во имя святых, мученика и исповедника протоиерея Аввакума, священника Лазаря, диакона Феодора и мученика преподобного Епифания, в Спасо-Преображенском монастыре Преображения Господня.
В 1913 году старообрядцы Древней Православной Церкви Христа на Нижегородско-Костромском епархиальном съезде решили поминать в своих молитвах мучеников, пострадавших в XVII веке от древнего благочестия. Официальная канонизация святого мученика и исповедника Аввакума состоялась на Освященном Соборе в 1917 году. Аввакуму и другим ему подобных был составлен рапорт.
По решению Собора 1927 года чествование святых Божиих, пострадавших за Православие в XVII веке, отмечалось за неделю до Дня святых отцов VII Вселенского Собора. В настоящее время богослужение совершается на неделе после празднования VII Вселенского Собора святым отцам.
В 1922 году епископ Геронтий (Лакомкин) основал в Петрограде Братство имени святого протоиерея мученика Аввакума, чтобы углубить свои познания в Священном Писании. Эту традицию продолжили старообрядцы Приморья.
5 июля 1998 года было создано братство «Приморский аввакум», основной целью и задачей которого является просветительская деятельность, благотворительность, издание церковных газет и журналов, богослужебной и духовной литературы.
В 1993 году в селе Большое Мурашкино Нижегородской области митрополит Московский и всея Руси Алимпий освятил храм во имя святого мученика и исповедника Аввакума.
В 1991 году старообрядцы установили памятный крест на месте поселения Пустозеро.
27 апреля 2012 года поморские старообрядцы освятили возле креста часовню в память о пустозерских мучениках.
Биография
Аввакум Петров или Аввакм Петрович — крупный русский церковный и общественный деятель 17 века, священник Русской православной церкви, протоиерей, автор множества неоднозначных произведений.
В конце 1640-х — начале 1650-х — протоиерей города Юрьева-Повольского, член влиятельного Кружка сострадательных фанатиков, друг и соратник будущего Московского Патриарха Никона, также входившего в этот круг; впоследствии — непримиримый противник реформы церкви, инициированной Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, идеологом и виднейшей фигурой старообрядцев периода своего рождения. За это он был сослан, заключен в тюрьму и в конце концов казнен.
Аввакум Петров или Аввакм Петрович — крупный русский церковный и общественный деятель 17 века, священник Русской православной церкви, протоиерей, автор множества неоднозначных произведений.
В конце 1640-х — начале 1650-х — протоиерей города Юрьева-Повольского, член влиятельного Кружка сострадательных фанатиков, друг и соратник будущего Московского Патриарха Никона, также входившего в этот круг; впоследствии — непримиримый противник реформы церкви, инициированной Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, идеологом и виднейшей фигурой старообрядцев периода своего рождения. За это он был сослан, заключен в тюрьму и в конце концов казнен.
В старообрядчестве на протяжении всей своей истории он был очень авторитетной и знаковой фигурой и почитается как мученик и исповедник.
Происходя из бедной семьи, с довольно культурным и строгим характером, он вскоре приобрел известность как подвижник Православия, который также принимал участие в изгнании бесов. Аввакум родился «в Нижегородской области за рекой Кудма, в селе Григорово» в семье священника-отца «прилежного пьяницы» и матери «постящейся и молящейся». Вскоре Аввакум потерял отца и сильно пострадал от приюта. Только в выборе жены ему очень повезло. По указанию матери в девятнадцать лет он женился на дочери обедневшей купчихи Анастасии Марковны, которая была его верной «спасительной помощницей», верным другом во всех его проблемах. После женитьбы Аввакум был рукоположен в сан диакона.
Около 1640 г стал священником в селе Лопатица Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Уже здесь этот ригоризм четко обозначился в нем, не подозревая ни малейшей уступки, что сделало его жизнь чередой непрерывных мучений. Настолько суров к себе, что однажды, во время признания «девушки виновной в блудном деянии», в нем загорелся «блудный огонь», он «зажег три свечи и прикрепил их к лавке, а правую руку положил на пламя и удерживалась до тех пор, пока не угасло злое желание, «Аввакум был столь же строг со своей паствой и со всем беззаконием, с которым ему приходилось иметь дело. От одной вдовы, — хозяин забрал ее дочь, — заступился за протоиерея». Танцующие медведи с бубнами и домра «пришла к Лопатице — любимым артистам древней Руси, и подвижник Аввакум» по Христу завидовал, погнался за ними и сломал хари и бубны одного из многих и взял двух больших медведей. — один был в синяках, а другой был выпущен на поле ». В это время (1648 г.) воевода Шереметев отплыл из Волги мимо Лопатиц. Они жаловались ему на произвол Аввакума. Шереметев подозвал его к себе, отругал и собрался отпустить, приказав лишь «на прощание благословить своего сына Матфея, цирюльника». Но приверженец античности, «увидев образ блудодеяния» молодого боярина, не испугался гнева правителя и категорически отказался благословлять боярина. Аввакум постоянно осуждал и стыдил своих прихожан за различные пороки, а соседних священников за неуважительное соблюдение церковных правил и предписаний. «Хозяин», которого он обвинил в том, что увел дочь вдовы, сначала «раздавил его до смерти», так что он лежал «мертвым полчаса или больше», затем «когда он пришел в церковь, он избил его и поволокли его к ногам на земле в халате », он выстрелил« из ружья »и, наконец,« взял дом и бросил его, грабя все ». Шереметев, взбешенный отказом Аввакума благословить сына, бросил упрямца в Волгу, так что протоиерей еле избежал неминуемой смерти.
После того, как Аввакум дважды бежал из Лопатицы в Москву, он был назначен протоиереем Юрьевца-Повольского. Суровый к себе, он безжалостно преследовал любое отклонение от церковных правил («священники и женщины, которых он забрал от блудодеяния», уже через 8 недель после прибытия Аввакума в этот город, «посреди дороги избили его богиней и топтал «его и угрожал полностью убить» вора, бл . его сына, и бросить тело в могилу »), в результате чего около 1651 г он был вынужден бежать от возмущенной стаи Юрьевца для Москвы. Здесь Аввакум Петрович, считавшийся ученым и лично известный царем, находившийся в самых дружеских отношениях с духовником царя Стефана Бонифантьева, участвовал в «книжной ярмарке», проводившейся при Патриархе Иосифе. Он останавливался у своего друга, впоследствии прославившегося также мастером-раскольником, — протоиереем Казанского собора Иоанном Нероновым, «зная свою церковь, куда бы он ни пошел». Когда в 1652 году умер Патриарх Иосиф, новый Патриарх Никон, когда-то друг Аввакума, заменил бывших московских лидеров украинскими книжниками во главе с Арсением Греком, знавшим греческий язык. Причина заключалась в различии подходов к реформе: если бы Аввакум, Иван Неронов и другие выступали за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, Никон сделал бы это, опираясь на греческие богослужебные книги. Изначально патриарх хотел забрать старинные «харатские» книги, но потом удовлетворился итальянскими перепечатками. Аввакум и другие противники реформы были уверены, что эти публикации не являются авторитетными и содержат искажения. Протопоп подверг резкой критике точку зрения Никона в обращении к царю, написанном им вместе с протопопом Костромским Даниилом.
Аввакум занял одно из первых мест среди приверженцев античности и стал одной из первых жертв гонений со стороны противников Никона. В сентябре 1653 года его бросили в подвал Андроньевского монастыря, где он провел 3 дня и 3 ночи, «не ел и не пил», затем его стали увещевать принимать «новые книги», но безуспешно. Протоиерей не был таким, чтобы отклоняться от того, что он считал истиной. «Они ругают меня, — писал он, — что он не подчинялся патриарху, а я ругаю его за то, что он пишет, а лает», «тянут за волосы, и подталкивают под бедра, и принимают за цепь, и плюнуть в глаза ». Даже после этого протоиерей не послушался, и Никон приказал его разрезать. Но заступился царь, и Аввакума Петровича сослали в Тобольск.
После долгого и мучительного пути протоиерей прибыл в Тобольск. Здесь он под покровительством архиепископа хорошо зарекомендовал себя. Но серия фанатичных и грубых выходок, таких как проступок некоего служащего Ивана Струну, «пристегнула пояс», а тело сына боярина Бекетова, проклявшего его и архиепископа в церкви, приказало: собак кидать посреди дороги », тем более что Аввакум рьяно продолжал« упрекать священные писания и упрекать Никонова в ереси », привело к тому, что его увезли за Леной, а когда он прибыл в Енисейск, он прибыл из В Москве другой приказ: отнести его к губернатору Афанасию Пашкову, посланному на покорение «даурской земли».
Пашков был «жестким человеком: он постоянно жжет и мучает людей», и Аввакуму прямо «приказали его мучить». Любой другой в таких условиях постарался бы, если не угодить губернатору, во всяком случае, сначала не обидеть его. Но сначала Аввакум стал находить ошибки в действиях Пашкова. Последний, конечно, рассердился и первым делом приказал сбросить протопопа и его семью с оси, по которой он плыл по Тунгуске. На хрупкой стороне леса тоже было страшно, но здесь мне пришлось пробираться с маленькими детьми через непроходимую пустыню диких ущелий Даурии. Аввакум не выдержал и написал Пашкову укоризненное послание. Воевода пришел в ярость, приказал притащить к себе протоиерея, прежде чем сам его избить, а затем приказал нанести ему 72 удара хлыстом, а затем бросить в Братскую тюрьму. Аввакум долго сидел в «замёрзшей башне»: в то время была зима, а Бог грелся даже без одежды! Что собака лежит в соломе: если ее кормят, то если нет. Мышей было много: я их скуфи била — а отца им не дали! Все лежало на животе: спина гнила. Блох и вшей было много ». Протоиерей заколебался:« Я хотел крикнуть на Пашкова: прости! »Потом его перевели в теплую избушку, и Аввакум жил здесь с собаками,« скованными всю зиму ». Весной , Пашков освободил многострадального протоиерея, но и ужасно он провел время в диких местах, где впереди Аввакум вместе с остальным пашковским «полком»: «досчаники» всю жизнь сколачивали проволоку, тонут, бури, особенно на Байкале, грозили верной смертью, мне много раз приходилось сталкиваться с голодом, для предотвращения которого нужно было съесть «холодных волков и лисиц и получить всю грязь». «Ах, теперь!» — воскликнул он. Аввакум с ужасом: «Я не знаю, как ум оставил его». Двое его маленьких детей »с другими, бродящими по горам и острым камням, голые и босые, перебиваясь травой и корнями,« умерли »в нуждах тех. «Эти« потребности »были настолько велики и ужасны, что могущественные а телом и духом протоиерей однажды «по немощи и великой радости истощился в своем правительстве», и только знамения и видения, которые были для него, удерживали его от трусости.
Аввакум провел шесть лет «на даурской земле», он добрался до Нерчинска, Шилки и Амура, выдержав не только все тяготы тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал во всякой «лжи».
Вернуться в Москву
Между тем Никон потерял всякое влияние при дворе, и в 1663 году Аввакум вернулся в Москву. Обратный путь тоже был ужасным и длился три года. Все это время Аввакум «кричал во всех городах и деревнях, в церквях и на аукционах, проповедуя слово Божье, обучая и осуждая нечестивую лесть», — это нововведения Никониан. Первые месяцы его возвращения в Москву были для Аввакума временем большого личного триумфа. Ничто не мешало москвичам, среди которых было много явных и тайных сторонников раскола, с энтузиазмом почтить память пострадавшего, возвращенного по их просьбе. Сам царь проявил к нему свою привязанность, приказал «поставить его во дворе монастыря в Кремле» и, «проходя перед моим двором во время походов», — говорит Аввакум, «часто кланялся мне смиренно, но сам говорит: «Благослови меня и молись за меня», а в другой раз шляпу Мурманска сняли, свалились с головы, будучи верхом на коне. Из кареты он ко мне высовывался », и все« бояре после царя » бровями, да бровями: протоиерей, благослови нас и молись».
Однако вскоре все убедились, что Аввакум был не личным врагом Никона, а принципиальным противником церковной реформы. Царь через боярина Родиона Стрешнева посоветовал ему если не присоединиться к реформатской церкви, то хотя бы не критиковать ее. Аввакум последовал совету: «И я позабавил его: царь, то есть от Бога, был занят и добр ко мне», но это длилось недолго. Вскоре он стал критиковать епископов еще более энергично, чем прежде, вводя взамен принятого в России непростого четырехконечного восьмиконечного креста исправление Символа веры, прибавление трех пальцев, пение partes, отказ от возможности спасения по ко всем недавно исправленным богослужебным книгам и даже направил царю прошение, в котором просил низложить Никона и восстановить обряды Иосифа: «ересь и посадить на престол православного пастыря вместо волка и отступника Никона, а негодяй и еретик».
На этот раз царь рассердился, тем более что Аввакум, который был тогда болен, молился через безумного святого Феодора, который с нею «дерзко подошел ко двору царя». Алексей Михайлович похвалил Аввакума как человека, много пострадавшего, но совсем не как ересиарха, и, увидев из прошения, что протоиерей восстает не только против Никона, но и против всей существующей церкви в целом, «начал мучить его. » «Мне стало неприятно, — добавляет Аввакум, — когда я снова заговорил; им нравится, как я молчу, но я не согласился. «Царь велел сказать протоиерею:« Власти жалуются на тебя, ты храмами пренебрегли: опять в ссылку».
В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где пробыл полтора года, продолжая проповедовать и поддерживая своих последователей, разбросанных по всей России, письмами, называя себя «рабом и посланником Иисуса Христа», «протосингелом русских». Церковь».
Протопоп оставался в Мезени полтора года. В 1666 году он снова был доставлен в Москву, где 13 мая после тщетных предупреждений совета, собравшегося по делу Никона, его раздели и «низложили» в Успенском соборе во время мессы, в ответ на что он немедленно наложил анафему на епископов («к черту сопротивление»). Потом отвели протоиерея в Пафнутьев монастырь и там «заперли в темном шатре, приковали цепью, год держали без детей».
И после этого они не отказались от идеи убедить Аввакума, разграбление которого было встречено с большим негодованием и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где ходатайствовавшая за Аввакума царица имела «великий беспорядок» с королем в день его обнажения. Опять уговорили Аввакума перед восточными патриархами в Монастыре Чудес («Вы упрямы; и вся наша Палестина, и Сербия, и албанцы, и Валах, и римляне, и Ляхи, все три пальца крещены; один, вы стоите на нем» твоя настойчивость и ты крестишься двумя пальцами; это неуместно »), но он твердо придерживался своей позиции:« Учение Вселенной! Рим давно пал и лежит непреклонно, и поляки погибли вместе с ним, пока в конце концов враги были христианами, а ваша ортодоксальность неоднородна; из-за жестокости Магмета Турского, из-за слабости натуральной стали; и они продолжают приходить к нам, чтобы изучать «», он ругал их как мог «и, наконец,» я последнее слово рек: Я очищение, и пыль, которая сгустилась с моих ног, Я стряхиваю перед вами, как сказано в письме: лучше быть одним, исполнять волю Божию, нежели тьма мира сего нечестивцы».
В это время его соратники были казнены. Аввакум был наказан плетью и сослан в Пустозерск на Печору (1667 г.). При этом не отрезали ему язык, как Лазарь и Епифаний, с которыми он и протоиерей Симбирский Никифор были сосланы в Пустозерск.
14 лет он сидел на хлебе и воде в земляной темнице в Пустозерске, продолжая проповедь, отправляя письма и письма. В конце концов, его суровое письмо царю Федору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило судьбу его и его соратников: все они были сожжены в бревенчатом доме в Пустозерске.
Церковный раскол допетровской Руси
По заступничеству Иоанна Нерона Аввакум был назначен протоиереем Евангельского собора в Юрьевце-Повольском. В июле 1652 года протоиерей прибыл в Москву, где пробыл до 21 августа 1653 года.
Между тем в стране происходила реформа Никоновской церкви, взошедшей на патриарший престол в 1652 году и сразу заявившей о необходимости изменений в религиозной жизни. Взгляды Никона не нашли поддержки среди «боголюбцев», не согласных с объединением Русской и Греческой церквей. Противники изменений опозорились: одним из первых пострадал отец Джованни Нероне. Протоиерей Аввакум даже направил царю прошение о своем наставнике. Критиковали и самого Аввакума: ему пришлось оставить свой пост вместе с частью своей паствы.
Раскол Церкви.
«Священникам, близким к казанским, не пустили в храм и, мол, по приказу архидиакона снесли часовню. А я, грешник, вспомнил изгнание великого светила Златоуста и собрался с братьями в Господе в вашем доме в сушилке, после вас, при первом воскресении, побеждать . и Борис Нелединский прыгнул в молитвенный дом стрелами и выпрашивал книги, и начал меня бить и таскать за волосы, а также перехватил братьев, человек сорока и старше », — писал Аввакум в своей жизни».
Милорадович С.Д. «Путешествие Аввакума по Сибири», 1898 г.
15 сентября Аввакум должен был быть вырезан за непослушание патриарху, но по личной просьбе царя этого не произошло. Протопоп был отправлен в ссылку в Тобольск. Там его отношения с местным духовенством и губернатором Пашковым вообще не сложились на фоне жертв и трудностей при освоении Дальнего Востока. Так, во время экспедиции в Даурию в 1656 году Аввакум разразился пламенными речами и сделал несколько дерзких шуток, за что недовольный воевода приказал избить священника кнутом и даже посадить в темницу. Во время экспедиции протоиерей потерял сына.
Боярыня Морозова навещает Аввакум в тюрьме. Миниатюра 19 века.
В мае 1664 года Аввакум с семьей прибыл в Москву. Противники реформы Никона из числа бояр приняли опального протоиерея. Сам император поместил Аввакум во дворе Новодевичьего монастыря. Постепенно протоиерей собрал в Москве большое количество сторонников своих проповедей. Иван Андреевич Хованский, Юрий Дмитриевич Долгорукий, Анна Петровна Милославская и Феодосия Прокопьевна Морозова — эти влиятельные представители русской знати поддерживали Аввакум.
Суриков В.И. «Боярыня Морозова».
Пламенные речи, волновавшие царя, конфликты с греческими священнослужителями и недовольство некоторых московских священнослужителей заставили царское окружение вновь изгнать Аввакума из Москвы. На этот раз — в Пустозерске. Церковная оппозиция была подавлена.
В 1666–1667 годах проходил Большой собор Московской церкви, на котором должны были примирить сторонников и противников реформ. Аввакум тоже был доставлен из ссылки. «Много боролась с властью со мной из Священного Писания: Иларион Рязанского и Павел Крутицкой, Питирим, как рыжая, нишкно, — только вздыхает. Он не может противодействовать мудрости и силе Христа, а только упрекает. А Павел на меня лает и посылает к черту », — так, по версии« Жития », собор сохранился для протоиерея.
Храмы во имя священномученика и исповедника Аввакума
Во имя священномученика и исповедника Аввакума в селе освящен монастырь РПНТ. Китаевское Ставропольского края, храм в пос. Большое Мурашкино Нижегородской области, в городе Ивдель Свердловской области, в городе Чита, в Забайкальском крае, в Екабпилсе (Латвия), часовня в селе. Лопаты Кстовского района Нижегородской области.
Кроме того, во имя святого мученика и исповедника Аввакума были освящены приделы УПЦ в Пустозерске и городе Нарьян-Мар НАО.
Памятники протопопу Аввакуму
На территории Российской Федерации много памятников протоиерею Аввакуму. 5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области открыли памятник Аввакуму.
В юбилейном 2020 году открылось несколько воспоминаний в честь святого мученика и исповедника Аввакума. 5 сентября 2020 года в городе Нарьян-Мар Ненецкого автономного округа власти области установили памятник протоиерею Аввакуму.
18 октября 2020 года в городе Боровск Калужской области установлен памятник священномученику Аввакуму.
23 октября 2020 года на территории духовного центра Русской Православной старообрядческой церкви, который находится в Рогожском в Москве, открыт памятный знак в честь 400-летия идеолога старообрядчества, русского писателя, священномученика. Аввакум Петров.
20 ноября 2020 года в Москве в стенах Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась мемориальная доска памяти протоиерея Аввакума.
Конец жизненного пути
24 апреля 1682 года протоиерей Аввакум Петров был заживо сожжен в бревенчатом доме вместе с тремя единоверцами «за великое богохульство против царского дома». Рядом собрались бояре, купцы, простые местные жители, молча наблюдая за исполнением приговора. Протопоп Аввакум, готовясь к смертной казни, в последний раз обратился к своей пастве. Его последними словами были «Сохраняйте старую веру». Один из друзей протоиерея Аввакума в ужасе вскрикнул. Протоиерей Аввакум стал его утешать. Последнее, что люди видели сквозь пламя, была его рука, поднятая к небу. Он благословлял людей двумя пальцами…