Философия Аристотеля: кратко и понятно

Основы философии Аристотеля

фото 778

Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отразил в своих работах, которые сохранились до наших дней. Мыслитель посвятил много произведений искусству риторики: обучал красноречию.

Собственно Аристотель начал изучать философию в 17 лет. В этом возрасте он поступил в Академию Платона, где проучился 20 лет. Позже он основал собственную философскую школу в городе Пеле, получившую название «Лицей» (прообраз современной средней школы), где преподавал до конца своей жизни.

Аристотель — автор работ, которые легли в основу современной философии. И самые известные — «Риторика», «Метафизика», «Политика», «Поэтика», «Органон».

Учение Аристотеля о государстве и обществе.

Важное место в философии Аристотеля занимает учение об обществе и государстве. Затронутые в нем вопросы повлияли на ход дальнейшего развития социально-философской мысли и почему-то не утратили своего значения до сих пор.

Причина возникновения государства и его цель. Согласно Аристотелю, в основе существования государства лежит желание людей жить вместе и политическое общение. В этом смысле человек по своей природе политическое существо. Люди всегда стремятся объединиться в какое-то сообщество. Государство возникает только тогда, когда несколько семей объединяются для достижения наилучшей возможной жизни. Итак, согласно Аристотелю, причиной возникновения государства является не только политическая (социальная) природа человека сама по себе, но и выгода, выгода, которую он может получить от жизни с другими людьми. Другими словами, общественный интерес — один из важнейших критериев для философа.

Цель создания государства — стремление к счастью. Только в государстве человек может реализовать свои моральные добродетели и быть счастливым.

Аристотель видит совершенство человека в том, чтобы быть безупречным гражданином. А его совершенство, в свою очередь, есть совершенство государства. В этом случае государство, так сказать, «опережает» семью и человека. Другими словами, совершенство гражданина определяется качеством общества, к которому он принадлежит.

Чтобы быть гражданином, вы должны участвовать в правительстве, в принятии законов, обеспечивающих правосудие. Прежде всего, нужно проявить гражданскую совесть и чувство ответственности за судьбу своей страны. Следовательно, ни житель завоеванной колонии или города, ни ремесленник, ни свободные люди не могут быть гражданами, если у них нет свободного времени, необходимого для управления своим государством. Количество граждан очень ограничено, а остальные только удовлетворяют свои потребности.

Государственная классификация. Аристотель выделяет три правильные и три неправильные формы правления. Монархия, аристократия и политика правы. Неправильные — тирания, олигархия и демократия (оклократия, то есть «правление толпы»).

Принцип разделения на правильное и неправильное состояния у Аристотеля основан на том, что государство необходимо для того, чтобы приносить людям счастье. Государство обязано иметь ряд законов, и те, кто находится у власти, обязаны применять эти законы для защиты государства и граждан. В принципе, государства могут существовать в интересах граждан или власть имущих. Поэтому для мыслителя критерием различения правильных и неправильных форм является учет политиком общественных интересов.

Государство и его формы:

Питание исходит от: Верный
(регулируется общим благом)
Неправильный
(управление личными интересами)
От одного Монархия Тирания
Из нескольких Аристократия Олигархия
Большинством Политика Демократия
(оклократия)

Правильным называется государство, в котором правитель (монарх) использует свои полномочия на благо своих граждан. Такие государства существуют очень редко, гораздо чаще были государства, в которых правят достойные люди, составляющие меньшинство: аристократия. Политика — это государство, которым управляет большинство людей. Меньшинство обязано подчиняться этому большинству, даже если оно с чем-то не согласно.

Были и неправильные государства, в которых власть существует сама для себя. Монарх может стать тираном, используя власть только в своих интересах. Аристократия может стать олигархией, когда кучка богатых получает власть и использует ее для увеличения своего богатства за счет других граждан.

Под «демократией» Аристотель подразумевает такой стиль правления, который, пренебрегая общим благом, нездоровым образом потворствует интересам бедных не только в материальном, но и в духовном смысле этого слова. Отсюда новое значение слова демократия — демагогия. Философ дает понять, что ошибка возникает, когда люди, равные в своих политических правах, начинают считать себя равными во всем, даже если это далеко не так.

Аристотель утверждает, что, конечно, предпочтительнее первые две формы правления, но, принимая людей такими, какие они есть, лучшей формой следует признать политику. Он олицетворяет срединный путь, путь между олигархией и демократией, то есть путь умеренной демократии, где сохраняются достоинства олигархии и устраняются недостатки демократии.

Обусловленность собственности на социальные процессы. Цели, интересы и характер деятельности людей в государстве зависят от их статуса собственности. Бедные и богатые оказываются в государстве диаметрально противоположными группами. Есть три основных слоя граждан: очень богатые, крайне бедные и средний, который находится между первым и вторым. В зависимости от преобладания той или иной группы устанавливается соответствующая форма государственного устройства.

Социальное неравенство лежит в основе всех социальных потрясений. Когда в государстве много людей лишено политических прав и когда в нем много бедных, неизбежно появляются враждебные граждане. Баланс обеспечивается наличием промежуточного «промежуточного» слоя. Стабильны только те государства, в которых этот слой составляет большинство и играет доминирующую роль по отношению к другим социальным слоям.

Аристотель не отрицал рабства. Как правило, иностранцы в Древней Греции были рабами. Поэтому философ считал, что иностранец по определению раб, а грек — свободный человек.

Согласно Аристотелю, власть господина над рабом, организация семьи, государство и королевская власть в своих самых глубоких корнях в чем-то похожи. В то же время он признает, что власть господина над рабом неестественна и существует только по закону, по самой своей природе все равны. Следовательно, он основан на насилии и несправедливости.

Раб, как и ремесленник, представляет собой анимированный инструмент (в отличие от неодушевленного инструмента, такого как лопата или кирка). Но отличается от ремесленника тем, что является одушевленным имуществом. Раб полностью принадлежит своему хозяину.

Однако рабство не ограничивается отношениями частной собственности. В своих произведениях Аристотель затрагивает не только социальные, но и психологические темы: господин и раб как состояния души. Причем дело не только в физических, но и духовных характеристиках людей. Согласно мыслителю, одни люди по природе свободны, другие — рабы, а последние — рабы «полезности и справедливости».

Раб и господин выигрывают от взаимной дружбы. Когда их отношения не строятся на дружбе, им приходится прибегать к насилию.

В доктрине государства Аристотель поставил множество актуальных проблем. Среди них: цели построения государства, проблема справедливого устройства государства и обусловленности собственности общественной деятельностью. Более того, на протяжении веков человеческая мысль была озабочена проблемами деятельности гражданина, а также господством и рабством как духовными составляющими человеческой личности. Окончательного решения всех этих проблем пока не найдено, и зачастую каждый решает их по-своему.

Значение аристотелевского наследия

Во многих областях философии и других наук влияние Аристотеля можно проследить до наших дней. Представления Аристотеля о природе единой вещи и общего (особенно «языческого» — совершенно не согласующегося с ним) вызвали в начале нашего тысячелетия полемику номиналистов и реалистов о природе общих понятий — так называемый универсальный. Телеология была органически слита с христианским богословием, и не случайно Аристотель был признан лучшим из них. 1. Авторитет Аристотеля как создателя логики был бесспорным — его изучали во всех университетах, а силлогистика Аристотеля до сих пор преподается в современном модуле. Концепция истины Аристотеля успешно используется во всех областях научного знания, за исключением чистой математики. В то же время взгляды и политические идеи Аристотеля, связанные с существованием городов-государств, морально устарели еще при его жизни, поскольку эпоха таких государств закончилась в Греции во второй половине IV века. ДО Н.Э.

Аристотель (384–322 гг. До н.э.) родился в Стагире, греческой колонии на побережье Фракии. Его родной город находился в Македонии, которая считалась провинцией по отношению к Афинам, признанным культурным центром. Правда, на глазах Аристотеля состояние Македонии, связанное с победоносными завоеваниями Александра Македонского, значительно изменилось.

Как истинный представитель греческой культуры, Аристотель высоко ценил мудрость, которую он понимал как умение, умение и умение. Это понимание мудрости также связывает его с его предшественниками в античной философии: «любовью к мудрости».

В 367 году Аристотель отправился в Афины и после возвращения Платона из поездки на Сицилию стал его учеником. Спустя годы выясняется, что жизнь Аристотеля связана с Академией, полной общения с ее основателем и тщательного изучения философии Платона. Здесь Аристотель становится чрезвычайно дальновидным и развивает собственные философские и научные подходы.

Работы Аристотеля делятся на две группы: «экзотерические» и «эзотерические». Первые были написаны в форме диалога и предназначались для большой аудитории. Последние предназначались не для широкой публики, а только для школьников. Исторически сохранились произведения, относящиеся ко второй группе. Следовательно, у нас есть возможность судить о тех взглядах Аристотеля, которые он сам считал «интимными» и которые более полно выражали истину. Точный объем работ, которые выполняет Стагирит, неизвестен, но ясно, что они огромны. Позднее авторы приписывают ему от ста сорока до четырехсот работ.

Аристотель был настоящим энциклопедистом, чьи знания были необычайно разнообразны и поистине универсальны. Самые известные из его сохранившихся работ включены в Corpus Aristotelicum, собрание сочинений, считающихся каноническими. Его первая работа — «Органон», содержащий трактаты по логике («Категории», «Об интерпретации», «Первое аналитическое», «Второе аналитическое», «Топика», «О софистических опровержениях»). Далее идут «Физика», «О небесах» и «О душе». Его самая известная работа — «Метафизика», состоящая из 14 книг. Работы по этике (нравственному учению): «Никомахова этика», «Великая этика», «Политика». Далее следуют риторика и поэтика. Наконец, биологические труды: «История животных», «О происхождении животных», «О частях животных» и др.

Обширность и тематическое разнообразие произведений Аристотеля затрудняют определение наилучшего места для начала изложения его системы. В учебниках по истории философии, написанных в советский период, который страдал от подавления обязательной идеологии, основное внимание обычно уделялось критике Аристотелем учения об идеях Платона. Аристотель критикует учение Платона об идеях не с точки зрения «мнения» (то, что Платон называл «докса»), но с точки зрения демонстративного, то есть эпистемического знания. Таким образом, аристотелевский подход согласуется с восхищением Платона логическими доказательствами и убедительностью и исключением личных и других не связанных мотивов в научных и философских рассуждениях. В свете этого видения становится ясной и отчетливой известная аристотелевская поговорка «Платон — мой друг, но истина мне дороже», которой, согласно традиции, он ответил на обвинение в отклонении от теории учителя.

Аристотелевская теория универсалий

Только на первый взгляд может показаться, что аристотелевская теория универсалий достаточно проста, но это не совсем так. В языке есть собственные и прилагательные. Объекты, люди, обозначенные собственными именами, являются единственным субъектом или лицом, к которому применимо это имя.

Солнце, луна, Россия, Пушкин — единственные в своем роде. Невозможно найти другие вещи, для которых подходит это обозначение.

Обратной стороной теории Аристотеля является то, что существуют такие имена, как «птица», «лошадь», «человек», и их можно применять ко многим вещам и людям. Основная проблема универсалий как раз в значении этих слов. Такая же ситуация и с такими прилагательными, как «желтый», «горячий», овальный »и т.д. Другими словами, субстанция обозначает определенную отдельную вещь. Однако универсальное таково, а значит, указывает на пол, к которому принадлежит эта вещь. Универсальное — это не субстанция, потому что это не «это». Согласно взглядам Аристотеля, универсальное не существует независимо, оно присутствует в отдельных вещах.

Кроме того, Аристотель поднял проблему различия между формой и материей в метафизике.

В ситуации, когда человек делает бронзовый шар, бронза — это материя, а сферическая форма — это форма. Когда мы говорим о спокойном море, мы видим, что вода — это материя, а гладкость — это форма.

Аристотель обращает внимание на то, что именно благодаря форме материя приобретает очертания определенной вещи, а это — субстанция вещи. Основываясь на мышлении Аристотеля, мы можем сказать, что вещь должна быть ограничена, и ее граница — это как раз форма.

Утверждение Аристотеля о том, что душа — это форма тела, трудно понять и воспринять. Логично только то, что форма не означает очертания. Система Аристотеля предполагает, что душа — это то, что делает тело единым организмом, который может иметь единство цели и определенных характеристик. Очевидно, что основная цель глаза — видеть, но он не может видеть, если он отделен от тела. Исходя из этого, можно сделать вывод, что видит не сам глаз, а душа с помощью глаза. Аристотель исследует душу вместе с телом.

Аристотель высмеивает пифагорейскую теорию переселения душ.

Мыслитель предлагает идею о том, что душа погибает с телом, потому что они связаны как материя и форма.

Аристотель утверждает, что разум — это часть души, которая меньше всего связана с телом. Ум понимает математику и философию. Объекты познания ума имеют абстрактный образ и находятся вне времени, поэтому и сам он вне времени. Душа действует как двигатель тела, поэтому она способна реагировать на чувственные объекты. Для него характерны такие силы, как забота, восприятие, интеллект и мотивация. Следовательно, обладание умом с высокой мыслительной функцией. Отсюда он имеет бессмертное состояние, в отличие от тела и души.

Составляющие философии Аристотеля

Учение философа разделено на 4 части:

  • теория — исследование проблем бытия и его граней, происхождения и сущности явлений;
  • практика — модель управления и деятельности людей;
  • поэтика — изучение средств художественного выражения в литературе;
  • логика — наука об истинном представлении окружающей действительности.

В вопросах сущности бытия Аристотель критиковал работы своего учителя Платона. Он был противником однозначных теорий мироустройства и считал, что каждая идея зависит от ситуации в окружающем мире и что все уникально. Остановимся на этих моментах подробнее.

Книги Аристотеля и его основные труды

Говоря о богословии Аристотеля, всплывает его аргумент в пользу Бога: «Первый аргумент разума»: должно быть что-то, что может порождать движение, его главная характеристика — безвременье. Бог — высшая причина всех действий. Развитие мира происходит в направлении большей степени и формы, приобретая, таким образом, сходные с Богом характеристики, но этот процесс не имеет конца, так как невозможно полностью исключить материю.

Этика Аристотеля стала отражением взглядов образованных людей его времени. Он был уверен, что Платон прав, когда разделил душу на рациональную и иррациональную части. Эти части соответствуют двум типам добродетелей: интеллектуальным и моральным.

Интеллектуальные добродетели — это результат обучения. Моральные добродетели — это привычки. Перед законодателями стоит задача сделать граждан добродетельными на законодательном уровне, развивая у них хорошие привычки. Аристотель был уверен, что, постоянно совершая добрые дела, можно привыкнуть и получать от них удовлетворение.

Учение Аристотеля о золотой середине провозглашало, что всякая добродетель — это золотая середина между крайностями, каждая из которых является пороком.

Смелость — это нечто среднее между трусостью и безрассудным мужеством. Щедрость — это нечто среднее между расточительностью и жадностью.

В «Этике» Аристотель уделил много внимания обсуждению вопроса о дружбе. Идеальная дружба может существовать только между достойными людьми, и со многими нельзя дружить. Его мысли о дружбе основаны на здравом смысле. Они актуальны и по сей день. Аристотель видит счастье в доброжелательной деятельности и совершенное удовольствие в самой лучшей деятельности — созерцательной. Созерцание всегда лучше войны, политики или даже любой практической деятельности, потому что оно дает возможность отдохнуть, а это важная составляющая счастья.

Практическая добродетель может дать только вторичный вид счастья. Счастье — это высшее проявление разума, потому что оно более человечно, чем что-либо еще. Из всего этого Аристотель заключает, что добродетели являются средством достижения определенной цели, а именно счастья.

«Политика» Аристотеля посвящена роли государства в жизни человека. Он утверждает, что государство — это высшее общество, направленное на всеобщее благо. Даже если государство появилось намного позже, например, семьи, оно занимает положение выше семьи и индивида, поскольку целое выше части.

Аристотель предлагает свою собственную концепцию состояния, которая отождествляется с концепцией организма: рука, когда тело разрушается, больше не является рукой. Точно так же человек не может выполнять свою функцию, если он не является частью государства.

Мыслитель утверждает, что тот, кто основал государство, сделал величайшее благо, потому что без закона человек — худшее из животных, а закон — следствие государства. Аристотель был убежден, что государство было создано, прежде всего, для того, чтобы жить счастливо, и только потом для обмена и предотвращения преступлений.

Философ не верит в равенство: одни с рождения вынуждены подчиняться, другие руководят, человек, который с рождения вынужден подчиняться другому, — раб. В современном цивилизованном мире принято считать, что все люди должны иметь одинаковые права и что справедливость требует равенства. Однако Аристотель утверждал, что справедливая пропорция равенства должна быть включена в справедливость.

Аристотель активно критикует позицию Платона. Он утверждает, что Платон придает слишком большую роль целостности государства и таким образом превращает его в личность. Аристотель был непреклонен в коммунизме Платона.

Правительство, согласно славе Аристотеля, можно назвать хорошим только тогда, когда его целью является благо всего общества. Философ говорит только о трех типах хорошего управления:

  • Монархия.
  • Аристократия.
  • Политика (конституционное правительство).

Плохое правительство:

  • Тирания.
  • Олигархия.
  • Демократия.

Он также говорит о многих смешанных формах правления.

Интересен факт, что мыслитель видит разницу между олигархией и демократией только в экономическом статусе партии власти. Олигархия — это власть богатых, игнорирующих интересы бедных, а в демократическом государстве власть сосредоточена в руках малоимущих, не обращающих внимания на интересы самых богатых граждан.

Столкнувшись с плохими формами правления, Аристотель прибегает к ограниченной защите демократии: поскольку тирания и олигархия являются наиболее негативными формами правления, то демократия является лучшей на их фоне.

В книге «Политика» Аристотель много рассуждает о причинах революций.

Аристотель называет конфликты между олигархами и демократами главной причиной революции в Греции.

Чтобы избежать революций, необходимо, по Аристотелю, активно участвовать в просвещении граждан, устанавливать соблюдение закона на законодательном уровне и руководствоваться принципом справедливости в управлении.

В конце книги мыслитель много говорит об образовании. По его словам, образование нужно только детям горожан, а рабов нужно обучать полезным ремеслам. Цель образования — в добродетели, а не в пользе. Следовательно, цель государства — воспитывать образованных людей с умом аристократа в сочетании с любовью к науке и искусству.

Начиная с эпохи Возрождения, греческая концепция правительства начала возрождаться. Идея общества образованных людей достигла своего апогея в 18 веке.

Понятие метафизики

Суть метафизики Аристотеля — критика работ Платона и его концепции разделения мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. Желание воплотить в жизнь те возможности, которые она содержит в себе, заложено в материи.

Понятие «форма» по Аристотелю включает три момента: сущность объекта «в настоящем» и потенциально возможные вещи, которые могут выйти из него позже — результат определенного акта творчества, создавшего его.

Переход потенциальной возможности в существующую реальность — это движение. В процессе движения простые вещи усложняются. Постепенно они приближаются к совершенству и своему первоисточнику: Богу. Согласно этой концепции, Бог — это чистая мысль, не имеющая выражения в материальной форме. В будущем мысль просто не может развиваться: она достигла совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.

Аристотель, величайший из древнегреческих философов

Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и яростный противник Платона, родился в 384 году до нашей эры в Стагире, городе на северо-западном побережье Эгейского моря.

Аристотель оставил большое наследие: более 150 работ. Самые известные — Органон, Метафизика, Политика, Никомахова этика и другие. Основой всего сущего Аристотель считал изначальную материю, которая является предпосылкой всего сущего. Самые простые определения первичной материи — это земля, огонь, вода и воздух. Вещи представляют собой комбинацию этих элементов и возникают под влиянием формы как активной причины. Следовательно, реальный мир — это единство материи и формы. Форма всего — Бог, «первооткрыватель», который ставит цель дальнейшего движения и развития вещей и явлений. Аристотель различал несколько форм движения: созидание, разрушение, изменение качества (преобразование), изменение количества (уменьшение, увеличение), движение. У всего есть свое «естественное место», то есть пространство как предел «вместилища тела». Время также связано с движением; это «вычисление движения вначале, а затем», оно течет непрерывно, так что мы его не замечаем. Мир первичен по отношению к человеку и познаваем. Первый этап познания — чувственный; с его помощью человек познает единственное число. Разум познает общее с помощью восприятий. Аристотель рассматривает познание как процесс перехода от простых форм к сложным, снизу вверх: восприятие, представление, опыт, искусство, наука. Наука — это высшая форма знания, так как это знание универсального. Значительное место в философии Аристотеля занимает учение о человеке, существенной чертой которого является разум. Следовательно, все моральные поступки человека основаны на разуме. Человек — животное социальное, ему естественно жить в государстве. Аристотель видит главную цель государства в обеспечении наибольшего счастья для наибольшего числа людей.

Общество свободных граждан состоит из трех классов: богатых, среднего класса и бедных. Необходимым условием стабильного и процветающего государства является наличие большого среднего класса, а экономической основой государства является частная собственность, которая способствует заинтересованности в хорошей работе. Философ считает, что главная задача государства — не допустить чрезмерного накопления богатства и власти в руках отдельных лиц и держать рабов в страхе.

Аристотель различает три правильные формы правления — монархию, аристократию и политическую систему — и три неправильные формы — тиранию, олигархию и демократию.

Работа Аристотеля стала кульминацией развития древнегреческой философии, поскольку она обобщала, систематизировала и развивала взгляды своих предшественников. Неслучайно Ф. Энгельс определил его как «наиболее универсального лидера среди древнегреческих философов».

Сохранившиеся произведения Аристотеля относятся в основном к ликийскому периоду, но в них сохранились идеи и прямые отрывки из более ранних произведений, что свидетельствует об определенной целостности его взглядов после ухода из Академии. Некоторые фрагменты сохранились с раннего платонического периода его развития. Вопрос о хронологической последовательности произведений Аристотеля чрезвычайно сложен, так как они несут на себе отпечаток современности. Но нет никаких сомнений в том, что ранние произведения пропитаны платонизмом. Например, сохранившийся отрывочный диалог «Эудем» или «О душе» содержит свидетельства бессмертия души, аналогичные рассуждениям платоновского «Фидона». С другой стороны, вслед за Платоном он «объявляет душу формой (эйдос), и поэтому здесь хвалит тех, кто считает ее хранилищем идей». Опять же, в согласии с Платоном, он пишет, что «жизнь без тела кажется естественным состоянием души, а связь с телом — болезнью».

Аристотель о физике

По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется согласно законам движения, которое есть бессмертная жизнь природы во времени и пространстве. Цель движения — постепенное расширение границ влияния формы на материю и улучшение жизни.

Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная: огонь, воздух, вода и земля.

Философия Аристотеля четко различает направления движения: вверх (на краю мира) и вниз (в центре вселенной). Это связано с тем, что одни предметы (вода, земля) тяжелые, а другие (огонь и воздух) — легкие; отсюда следует, что каждый из элементов движется по-своему: воздух и огонь стремятся вверх, а вода и земля — ​​вниз.

Согласно философской мысли, Вселенная имеет форму шара. Внутри небесные тела движутся по четко обозначенным окружностям, которые также имеют сферическую форму. Край вселенной — это небо, которое является живым существом и состоит из эфира.

Список произведений философа

События биографии Аристотеля неотделимы от компиляции многих научных трудов с его стороны. Список его работ огромен; ему также приписывают много работ, но их истинное авторство не установлено; или их ранее приписывали Аристотелю, но сегодня ученым удалось установить настоящих авторов.

Произведения, характерные для Аристотеля, собраны в так называемом «аристотелевском корпусе».

Вот некоторые из этих произведений:

  • «Категории»;
  • «Об интерпретации»;
  • «Физика»;
  • «Про небо»;
  • «Метеорология»;
  • «История животных»;
  • «О душе»;
  • «Политика».

Философская система Аристотеля – государство

Основываясь на учении Аристотеля, можно выделить шесть основных типов государственного устройства. Ученый отмечает:

  • Политика — это идеальная форма правления, в которой демократия и олигархия присутствуют в умеренных количествах;
  • Оклократия — чрезмерный уровень демократии, власть движется толпой;
  • Чрезмерная олигархия;
  • Аристократия;
  • Тирания;
  • Монархия.

Учение Аристотеля было философской основой разделения государственных форм в древности.

Что такое душа

Аристотель считал, что в каждом живом организме есть что-то, что им руководит, — душа. Они присутствуют не только у человека, но также у растений и животных. Это то, что отличает живых от мертвых.

Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому изучать одно и другое по отдельности невозможно.

Мыслитель отличает души растений и животных от человеческих. Последний является частицей божественного разума, он выполняет более высокие функции, чем ответственность за пищеварение, воспроизведение, движение и ощущения.

Философ о природе

Аристотель в своих трудах сказал, что материя всегда будет искать более совершенное состояние. Таким образом, объекты неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции превращаются в объекты животного мира. Все в природе — частица единого целого.

Постепенно жизнь организмов становится все более яркой и достигает своего пика, воплощаясь в человеке.

фото 779

Десять малоизвестных фактов о древнегреческом учёном

Биография Аристотеля известна большинству людей только в очень общем виде. На самом деле мало кто представляет, каким был великий философ при жизни и как именно он пришел к своим научным идеям.

Вот несколько фактов из его жизни:

  • Современники сообщают, что у Аристотеля были короткие ноги, было определенное нарушение речи.
  • Он также любил носить красочную одежду и много колец и украшений; он осторожно подстриг свою бороду.
  • Платон очень не одобрял стиль одежды Аристотеля и весь его образ жизни.
  • У Аристотеля были странные привычки; чтобы не заснуть слишком долго, он ложился спать с бронзовым мячом в руках: во время сна хватка ослабла, мяч упал в металлический таз, и возникший звук разбудил философа.
  • Учение Аристотеля было полностью забыто европейской культурой в «темные века» раннего средневековья. Но поначалу арабы относились к нему с особым уважением, они сохранили, изучали и развивали его учение. Именно арабская наука возродила наследие Аристотеля и позже передала его европейским ученым.
  • При обсуждении правильного построения государства Аристотель уделял особое внимание среднему классу. Ее развитие, по мнению философа, позволит избежать двух крайностей: олигархии как власти богатого меньшинства, заботящейся только о собственном благополучии, и «демократии» как власти бедных и невежественных, заботящейся только о себе с удовлетворением нижних желаний.
  • Аристотель считал, что метеки (иностранцы) не могут называться гражданами страны и имеют гражданские права; в то же время сам Аристотель в Афинах был лишь знаком.
  • Аристотель считал, что органом мысли является сердце, а мозг производит только кровь. Теперь мы знаем, что все устроено с точностью до наоборот.
  • Когда Александр Македонский завоевал новую территорию, по просьбе Аристотеля он собрал для него образцы почвы из этой местности.
  • Аристотель написал некоторые из своих работ для ученых, а другие — для широкой публики; поэтому Аристотеля можно назвать первым мировым популяризатором науки.

Аристотель об этике

Древнегреческий философ сказал, что сущность добродетели не в знании того, что хорошо, а что плохо, потому что наличие знания не способно помешать человеку совершить плохие поступки. Вы должны сознательно тренировать свою волю, чтобы делать добрые дела.

Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этичным только тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как действовать в соответствии с моральными и этическими стандартами. Человек не всегда хочет поступать правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Действуя нравственно и правильно, мы испытываем чувство самоуспокоенности.

Нравственность должна быть неразрывно связана с государством и политикой.

Аристотель о политике

Высшая цель нравственной деятельности человека — создание государства. Согласно этой идее, единство общества и государства — это отдельная семья. Супруги находятся в союзе друг с другом, в основе которого лежит мораль. Мужчина ведет его, но и женщина в семье свободна в своих действиях. Мужчина должен иметь больше власти над своими детьми, чем над своей супругой.

Согласно Аристотелю, рабство — это нормально. Любой грек может иметь рабов из варварских племен. В конце концов, они существа высшей природы. Рабы полностью подчиняются своему хозяину.

фото 780

Несколько семей образуют сообщество. А когда сообщества объединяются друг с другом, возникает государство. Он должен гарантировать всем счастливую жизнь, стремиться сделать добродетельными гражданами. Государство должно стремиться к безупречному укладу жизни.

В своем трактате «Политика» ученый упоминает несколько разновидностей форм правления: монархия (государством управляет один человек), аристократия (правит больше людей) и демократия (источник власти — люди).

Логика

Органон состоит из серии трактатов о том, как проводить честные размышления. Название книги «Органон», что означает «инструмент работы», представляет позицию против стоиков, для которых логика является частью философии.

Книга I, озаглавленная «Категории», посвящена определению слов и терминов. Книга II, судя по суждениям, по-гречески называется Peri Hermeneias, то есть «книга толкований». Специалисты обычно называют его латинским названием De Interpretatione. Книга III, озаглавленная «Первые анализы», посвящена силлогизму в целом.

Книга VI, названная Комплексными опровержениями, считается заключительным разделом или приложением Книги V. В Книге II Интерпретаций некоторые главы особенно важны, например, глава 7, из которой происходит логический квадрат, и глава 11, которая находится на основа модальной логики.

Оцените статью
Блог о биографиях