- Детство и юность
- Творчество и известность Островского
- Работа в последние годы
- Александр Островский: творчество
- Творческая деятельность
- Интересные факты:
- Личная жизнь
- Проба пера
- Последние годы жизни Островского
- Творческие успехи
- Ранние пьесы
- Личная жизнь А. Н. Островского
- Интересные факты
- «Гроза»
- Островский и Русский театр
- «Снегурочка»
- Начало творческой деятельности
- Образование
- Государственная служба
- Сотрудничество с «Современником»
- Исторические мотивы
- Обращение к истории
- Кончина писателя
- Общественная деятельность
Детство и юность
31 марта 1823 года в московской семье офицера Николая Федоровича Островского и дочери дворника Любови Ивановны Савинны родился мальчик по имени Александр. Всего в семье было четверо детей. Через 16 лет отец и его потомки получили дворянский титул.
В 1931 году умерла мать Александра, а через несколько лет отец привел в дом мачеху, баронессу из знатного шведского рода. Хотя женщина не была детьми мужа, она очень хорошо с ними обращалась. По его настоянию домашнее обучение вели лучшие учителя Замоскворечья и зарубежные репетиторы.
Важно! В семье была обширная библиотека с множеством редких книг, изданных как на русском, так и на иностранных языках: греческом, латинском, немецком и французском. К 16 годам молодой Александр перечитал их все и его главной мечтой было стать писателем.
Отец был категорически против писательских наклонностей сына и насильно отправил Островского сразу после окончания школы учиться на юриста. Однако, как пишут современники писателя в своих воспоминаниях, в университетские годы, несмотря на отца, он отказывался слушать профессоров, много прыгал и всячески демонстрировал свой протест. В 1843 году его исключили, но отец не успокоился, а расширил свои познания и заставил сына работать в суде обычным служащим.
Творчество и известность Островского
В 1950 году Островский пишет и издает свою первую пьесу, которую он называет «Наш народ — нас пересчитают». Произведение приносит писателю не только известность, но и поднимает его из ненавистного места. Буквально в этом же году отец Александра Николаевича наконец признает талант сына и разрешает ему уволиться со службы.
Важно! Первое признание молодого Александра как светила драмы произошло до того, как было опубликовано его первое печатное произведение. В 1947 году Островский принял участие в литературных чтениях, где представил фрагмент своей рукописи «Картины семейного счастья». Присутствующих поразили психологизм, легкая ирония и живое описание, ставшие впоследствии характерными для творческого стиля драматурга.
Через три года после выхода первого печатного сценария, т. Е. В 1853 году, в Малом театре состоялась премьера пьесы Островского «Не садись в сани». Хотя самому писателю не нравилась работа писца, он позволил наблюдать за многими типичными персонажами тогдашней России чиновников и простых людей и сильно повлиял на творчество драматурга. В своих пьесах и коротких зарисовках он предельно реалистично изобразил сцены из жизни купца, увиденные в детстве, и персонажей, которых он встретил на работе. Действия в большинстве сценариев происходят в определенном городе H, а имена героев скрыты за инициалами: таким образом драматург пытался замаскировать реалистичность ситуаций.
Вниманию читателя предстают не столько события, сколько вызванные ими эмоции и переживания. С помощью разнообразных зрелищных, но незаметных для неискушенного зрителя глаза, Островский умело привлекает внимание к бытовым проблемам, которые раздражают простого человека. Наиболее известные драматические произведения А. Островского:
- «Гроза”
- «Приданое”
- «Лес”
- Комедия «Воевода”
За свою не очень долгую жизнь Островский создал несколько десятков драматических произведений, множество очерков и комедийных сценариев. На протяжении нескольких десятилетий он успешно сотрудничал с журналом «Современник», способствовал рождению и утверждению устава Художественного кружка, занимал высокие посты в московских театральных сообществах и даже был директором театрального училища.
Важно! Островский хотел преобразовать привычный мир драмы в полном смысле этого слова. Деятельность Александра Николаевича и его последователей была направлена на реформу театра, отход от классических канонов в пользу большей реалистичности и близости к жизни. Важнейшее достоинство его работ — живость описываемых персонажей.
Работа в последние годы
В этот период Островский написал значимые социально-психологические пьесы и драмы. В них рассказывается трагическая судьба чутких и одаренных женщин в циничном и эгоистичном мире: «Таланты и поклонники», «Приданое». Здесь драматург разработал новые приемы сценической выразительности, предвосхищая творчество Антона Чехова. Сохраняя особенности своей драматургии, Александр Николаевич стремился воплотить «внутреннюю борьбу» героев в «тонкой и умной комедии.
Александр Островский: творчество
Жизнь и творчество Островского тесно переплетены: повседневная жизнь давала отличный материал для художественных изысканий, а талант расширил круг знакомств и прославил писателя. Биография Островского раскроет этапы реализации его писательского таланта:
- Путь к славе.
На заре творчества Островский был очарован талантом Николая Гоголя и Виссариона Белинского. Их способность оценивать и различать цветные типы и образы из потока жизни стала эстетическим ориентиром для начинающего писателя.
Островский Александр в ранний период своего творчества (1847–1851) находился под влиянием естественной школы. До 1850-х годов в его портфолио писателей входили сцены из меркантильной жизни и пьеса «Банкрот». «Картина семейной жизни» — первая пьеса, опубликованная в «Московском городском проспекте», получила высокую оценку профессионалов. Это был момент, когда родился драматург Островский.
Критики отметили, как и раннего писателя, следующие характеристики:
- семья и семейные конфликты стали призмой, через которую нашли отражение глубокие социальные проблемы;
- напряженная интрига в сочетании с размахивающими образами повседневной жизни и обычаев;
- драматичность сценического действия подчеркивалась фоном.
В этот период Островский был близок к критическому реализму.
Кадр из фильма «Темпораль
- Островский: творчество писателя «Московского периода».
С 1852 года Островский сотрудничал с журналом «Славянофил Москвитянин». Драматург углубил изучение народного быта и фольклора. Писатель искал в них художественный идеал.
Эстетические изыскания автора нашли отражение в комедиях «Бедность не порок», «Не садись на санки», «Не живи так, как хочешь». Эти работы характеризуются следующими характеристиками:
- идеализация патриархального образа жизни купцов и буржуазии и противопоставление его евроцентризму дворянства;
- утопизм в разрешении конфликта поколений;
- создание сложных и диалектических персонажей.
Писатель Островский из-за низких налогов и противостояния с редакцией в 1854 году прекратил работу с изданием и переехал в «Современник» в Санкт-Петербург».
Кадр из фильма «Свадьба Бальзаминова
- Островского накануне реформы (1855-1860).
За это время драматург написал пьесу «Гроза», сделавшую его знаменитым. В произведении отразилось разочарование Островского в патриархальной России и славянофильских утопиях. Те же чувства пронизывают спектакли «Доходное место», «Родитель», «Похмелье на чужой вечеринке».
В начале 1860-х годов Островский Александр Николаевич заинтересовался историей России в смутное время, начал переписываться с украинским ученым и писателем Николаем Костомаровым. В результате исследования писателя было создано пять исторических хроник в поэтической форме.
- Александр Островский: биография и творчество после реформы (1861–1886).
После отмены крепостного права драматург обратился к теме изменений, произошедших в жизни русского общества. Его интересовала проблема разрушения устоев, падения нравственности, усиления власти денег над человеком. Он умело проник во внутренний мир героев, углубил их психологию.
Для этого периода характерно обращение автора к комическим («На всякого мудреца простоты») и трагическим («Дотэ») формам. По мотивам народных сказок автор создал спектакль «Снегурочка».
Островский до самой смерти возглавлял созданный им в 1866 году Художественный кружок. В его доме собрались цвета культурной элиты: Тургенев, Гончаров, Садовский, Достоевский, Толстой, Ермолова, Чайковский и др.
Чтобы оценить вклад писателя в развитие русской драмы XIX века, необходимо знать, сколько произведений написал Островский. Всего им создано 54 пьесы, семь из которых написаны в соавторстве. Последнее произведение писателя — перевод шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра».
Творческая деятельность
Первое литературное издание — «В ожидании жениха» появляется в 1847 году в «Списке города Москвы», где описываются сцены из купеческой жизни того времени. В следующем году Островский заканчивает писать комедию «Наш народ — сочтен!» Он был поставлен на театральной сцене и имел значительный успех, что послужило стимулом для Александра окончательно принять решение посвятить всю свою энергию драме. Компания тепло и с интересом отреагировала на эту работу, но она также стала причиной преследований властей из-за слишком откровенной сатиры и оппозиционного характера. После первого показа спектакль был запрещен к показу в кинотеатрах, а писатель находился под наблюдением полиции около пяти лет. В результате в 1859 году произведение было значительно изменено и переиздано с совершенно другим финалом.
В 1850 году драматург посещает кружок писателей, где получает негласный титул певца от нетронутой ложной цивилизации. В 1856 году он стал автором журнала «Современник». В это же время Островский и его коллеги отправились в этнографическую экспедицию, задача которой — описать народы, проживающие на берегах рек России, в ее европейской части. В основном писатель изучал жизнь народов, проживающих на Волге, в связи с чем написал большое произведение «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода», отразив в нем основные этнические особенности жителей тех мест, они быта и обычаи.
В 1860 году была опубликована самая известная пьеса Островского «Гроза», действие которой происходит на берегу Волги. В 1863 году он получил награду и почетный член Петербургской Академии наук. Островский скончался в 1886 году и был похоронен в селе Николо-Бережки.
Интересные факты:
- Концептуальное видение театра Островским — построение условных сцен с использованием богатства русского дискурса и его грамотного использования в раскрытии персонажей;
- Театральная школа, основанная Островским, получила дальнейшее развитие под руководством Станиславского и Булгакова;
- Не все актеры хорошо откликнулись на нововведения драматурга. Например, основоположник реализма в российском театральном искусстве актер М.С. Щепкин покинул генеральную репетицию «Грозы» под руководством Островского.
Личная жизнь
Личному счастью Островского во многом препятствовали предрассудки его современного общества. Избранницей дворянина (титул перешел к Александру после смерти отца в 1853 году) стала прекрасная простолюдинка Аграфена. Она никогда не ходила в школу и не умела писать. Александру Николаевичу пришлось научить ее читать самостоятельно, чтобы девочка могла первой оценить творчество мужа.Увы, за почти 20 лет гражданского брака все дети были либо мертворожденными, либо преждевременно скончались. Аграфена Ивановна тоже прожила недолго — ей не было и 40 лет. От этих отношений остался только один старший сын Алексей, который, однако, рос довольно хилым и хилым мальчиком. В 43 года писатель женился на другой женщине — одной из самых красивых художников Марии Бахметевой. В этом браке жена порадовала Островского рождением шестерых детей.
Проба пера
Однако Александр Николаевич не оставил попыток проявить себя на литературном поприще. В своих первых пьесах он придерживался обвинительной, «морально-социальной» направленности. Первые произведения Островского вышли в новом издании «Московский городской лист» в 1847 году. Это были этюды к комедии «Несостоятельный должник» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Издание имело буквы «АО» и «ДГ». Дело в том, что некий Дмитрий Горев предложил молодому драматургу сотрудничество. Он не пошел дальше написания одной из сцен, но впоследствии стал источником больших проблем для Островского. Позже некоторые бандиты обвинили драматурга в плагиате. В будущем из-под пера Александра Николаевича выйдет немало великолепных пьес, и никто не решится усомниться в его таланте. Кроме того, будет подробно рассказано о жизни и творчестве Островского. Приведенная ниже таблица позволит вам систематизировать полученную информацию.
Последние годы жизни Островского
Несмотря на свою известность и заслуги перед государством, Островский провел свои преклонные годы на грани нищеты. Ему пришлось немало потрудиться, чтобы содержать большую семью и жену, которая была немного моложе драматурга. Александр Николаевич до последних дней мечтал создать школу, где будут готовить профессиональных актеров и обучать сценаристов-коммедографов. Жизнь писателя закончилась 2 июня 1886 года. А. Островский был похоронен в селе Николо-Бережки, недалеко от могила его отца.
Творческие успехи
Его литературные взгляды сформировались в студенческие годы под влиянием Белинского и Гоголя — Островский сразу и бесповоротно решает, что будет писать только реалистично.
В 1847 году в соавторстве с актером Дмитрием Горевым Островский написал первую пьесу «Записки замоскворецкого жителя». В следующем году его семья переехала жить в родовое имение Щелыково в Костромской губернии. Александр Николаевич тоже посещает эти места и на всю жизнь остается под неизгладимым впечатлением от природы и просторов Волги.
В 1850 году Островский публикует свою первую большую комедию «Наш народ — нас сочтут!» в журнале «Москвитянин». Опера имеет большой успех и восторженные отзывы писателей, но переиздание и постановка запрещены на основании жалобы купцов, отправленных непосредственно императору. Автор был уволен со службы и помещен под надзор полиции, который был снят только после вступления на престол Александра II. Уже в первой пьесе Островского раскрылись основные черты его драматических произведений, присущие всему будущему творчеству: умение через личные и семейные конфликты показать самые сложные общероссийские проблемы, создать запоминающиеся образы всех персонажей и «озвучивать» их с помощью живая разговорная речь.
Положение «ненадежного» ухудшило и без того непростое дело Островского. С 1849 года, без благословения отца и без венчания в церкви, он стал жить с простой мещанкой Агафьей Ивановной. Отец полностью лишил сына материальной поддержки, и материальное положение молодой семьи было тяжелым.
Островский начинает постоянное сотрудничество с журналом «Москвитянин». В 1851 году он опубликовал «Бедная невеста».
Под влиянием ведущего идеолога журнала А.Григорьева в комедиях Островского этого периода стали звучать не столько причины осуждения сословного произвола, сколько идеализация старинных обычаев и русского патриархата («Не сиди» ваши сани »,« Бедность не порок »и др.) Подобные настроения принижают критичность произведений Островского.
Однако драма Островского становится началом «нового мира» во всем театральном искусстве. На сцену выходит простая повседневная жизнь с «живыми» персонажами и разговорным языком. Большинство актеров с энтузиазмом принимают новые комедии Островского, чувствуют их новизну и жизненность. С 1853 года почти каждый сезон в Малом театре в Москве и в Александринском театре в Санкт-Петербурге на протяжении 30 лет появляются новые произведения Островского.
В 1855-1860 годах драматург сблизился с революционными демократами. Перейти в журнал «Современник». Главное «событие» комедий Островского этого периода — драма обычного человека, противостоящего «сильным мира сего». В этот момент он пишет: «Похмелье на чужой вечеринке», «Доходное место», «Гроза» (1860).
В 1856 году под руководством великого князя Константина Николаевича лучшие русские писатели были отправлены в командировки по стране с задачей описать промышленное производство и быт в различных регионах России. Островский путешествует на пароходе с большой Волги до Нижнего Новгорода и делает много записей. Они становятся настоящими энциклопедическими заметками о культуре и экономике региона. При этом Островский остается художником слова: в своих произведениях он вносит множество описаний природы и быта.
Некоторые из отчетов были позже опубликованы, но большинство из них в наше время не известно широкой публике.
В 1859 г вышел в свет первый сборник произведений Островского в 2-х томах.
Ранние пьесы
Не остались незамеченными ранние произведения А. Н. Островского, его произведения публиковались в основном в журнале «Москвитянин». Драматург активно сотрудничал с этим изданием как критик и как редактор в 1850–1851 годах. Под влиянием «молодой редакции» журнала и идейного лидера этого кружка А.А. Григорьева Александр Николаевич написал пьесы «Бедность не порок», «Не садись на санки», «Не живи» как ты любишь.» Темы творчества Островского в этот период — идеализация патриархата, древнерусских обычаев и традиций. Эти настроения несколько приглушили обвинительный пафос творчества писателя. Однако в произведениях этого цикла драматическое мастерство Александра Николаевича росло. Его работы стали известными и востребованными.
Личная жизнь А. Н. Островского
После того как отец получил дворянский титул, Александр Николаевич не мог жениться на простой девушке, которую любил. Ее избранницей стала Агафья Ивановна (фамилия неизвестна). Он прожил с ней 20 лет в гражданском браке, без брака или законного брака. Предположительно они познакомились в 1847 году. В браке у них родилось четверо детей, трое из которых умерли при жизни матери. Только старший сын Алексей Александрович пережил мать, но умер в возрасте 27 лет. Островский не оставил ему своей фамилии. Сыном был Александров. Агафья Ивановна умерла в марте 1867 года.
В 1869 году Александр Николаевич женился на Бахметьевой Марии Васильевне, бывшей актрисе. Она родила мужу 4-х сыновей и 2-х дочерей. Последней женой драматурга стала Мария Васильевна.
Интересные факты
- Островский свободно владел 6 европейскими языками и самостоятельно переводил свои пьесы, чтобы заработать больше денег и обеспечить свою семью.
- В 1863 году драматург получил Уваровскую премию за огромный вклад в развитие русского театра.
- Творчество Александра Николаевича — предшественник современного российского театрального искусства. К. Станиславский и М. Булгаков пошли по его стопам.
- Островский был президентом Общества русских драматургов и композиторов, активно боролся за права как театральных деятелей, так и рядовых актеров.
Видео ниже содержит интересный обзор творчества Александра Островского и дополнительные факты из биографии драматурга, с которыми мы рекомендуем вам ознакомиться.
«Гроза»
В этой пьесе «простой человек» Островский изобразил скучную атмосферу провинциального городка своим лицемерием, грубостью, непререкаемым авторитетом «старцев» и богатых. На контрасте с несовершенным миром людей Александр Николаевич изображает захватывающие образы Поволжья. Образ Катерины окутан трагической красотой и мрачным очарованием. Гроза символизирует душевное смятение героини и одновременно олицетворяет тяжесть страха, под которым постоянно живут обычные люди. Сфера слепого послушания подрывается, по мнению Островского, двумя силами: здравым смыслом, который проповедует Кулигин в пьесе, и чистой душой Катерины. Критик Добролюбов в своем «Луче света в царстве тьмы» интерпретировал образ главного героя как символ глубокого протеста, который постепенно нарастает в стране.
Благодаря этой игре творчество Островского взлетело на недосягаемую высоту. Гроза сделала Александра Николаевича самым известным и уважаемым русским драматургом.
Островский и Русский театр
Первой пьесой Александра Николаевича, поставленной в театре, была «Не садись в сани», которую зрители увидели в 1853 году. Кроме того, уже более 30 лет его пьесы ставятся в театрах Москвы и Петербурга.
Произведения Островского заложили основу современного театра. Ведь он проповедовал реализм на сцене (без экстремальных ситуаций), для характерных фраз своих героев, максимально их раскрывая, а не для актера.
Из-за революционного видения театра Островскому пришлось создать собственную труппу, в которой играли выдающиеся актеры и сторонники идей театрального реализма. Стоит отметить, что идеи театра Александра Николаевича продолжили Михаил Афанасьевич Булгаков и Константин Сергеевич Станиславский.
«Снегурочка»
Эта поэтическая игра возникла совершенно случайно. Малый театр был закрыт на реконструкцию в 1873 году. Его артисты переехали в здание Большого театра. В связи с этим комиссия по управлению императорскими театрами Москвы решила создать спектакль, в котором будут задействованы три труппы: оперная, балетная и театральная. Александр Николаевич Островский взялся написать подобное произведение. «Снегурочка» была написана драматургом в кратчайшие сроки. Автор взял за основу сюжет из русской народной сказки. Работая над пьесой, он тщательно подбирал размеры стихов, консультировался с археологами, историками и ценителями старины. Музыку к спектаклю написал молодой П.И. Чайковский. Премьера спектакля состоялась 11 мая 1873 года на сцене Большого театра. К.С. Станиславский говорил о Снегурочке как о сказке, сне, рассказанной звучными и великолепными стихами. Он сказал, что реалист и писатель-будничный Островский написал эту комедию так, будто раньше его ничем не интересовало, кроме чистого романа и стихов.
Начало творческой деятельности
Основываясь на наблюдениях с детства и работе в судах, Островский тяготел к литературе и творчеству. К 1846 году Александр написал уже множество эпизодов из жизни купца. Кроме того, драматург придумал театральную комедию «Несостоятельный должник» (позже «Наш народ — нас сочтут!»).
Сильное влияние естественной школы отмечается в первых опытах драматурга (очерк «Записки замоскворецкого жителя», 1847 г.). В это же время «Листок Москвы» в одном из номеров вышла ее первая драма «Картина семейного счастья».
Настоящая популярность пришла к драматургу только в 1850 году, после его комедии «Наш народ — нас сочтут!» Он был опубликован в газете «Москвич». (ранее «Не удалось»). Это вызвало большой интерес у публики. Получено одобрение Н.В. Гоголя, ИА.
Тогда же будущий драматург был уволен с придворной службы (1851). Так закончилась его карьера юриста. С этого момента биография Островского сделала крутой поворот в литературное поле.
Образование
В 1835 году Александр Николаевич поступил в третий класс первой московской гимназии, где проучился до 1840 года. Отец хочет, чтобы старший сын пошел по его стопам и стал юристом. Поэтому Островский по настоянию отца поступает на юридический факультет Московского университета. Однако в 1843 году, на втором курсе, он ее бросил. И даже если по документам он уезжает «по службе», именно из-за несчастного случая с профессором.
Биография Островского продолжается в суде как писарь.
Государственная служба
В начале осени 1843 года Александр поступил в канцелярию Московского Суда совести первоклассным служащим с начальным окладом в 4 рубля. Этот суд, организованный при Екатерине II, рассматривал гражданские дела. Правонарушители, являвшиеся предметом рассмотрения в этом суде, возникли в основном на основании исков родителей к своим детям. Затронули преступления, совершенные глухонемыми и несовершеннолетними. Также учитывались случаи, вызванные особо неблагоприятными условиями. Александр был вынужден ознакомиться с многочисленными делами, связанными с исками и исками родителей; коммерческие и / или финансовые споры. Также довелось послушать и покаяться. Во всех случаях необходимо было принимать решение справедливо. Таким образом, Островский в относительно короткие сроки получил обширные знания о семейном и социальном устройстве народно-меркантильной среды, он открыл для себя таинство быта древнерусской семьи (в феодальной России).
В начале зимы 1845 года Островский занял должность делопроизводителя «по делам о словесных репрессиях» в Московском хозяйственном суде. Здесь его зарплата увеличилась до 16 рублей. Александру Николаевичу приходилось заниматься делами о коммерческой несостоятельности, разбираться во всевозможных изощренных методах банкротства, до тонкости анализировать хитрость трейдеров, пытающихся найти лазейку в законе, а также уловки с кредиторами. Все, кого он встретил, когда сидел за унтер-офицерским столом в офисе и осуществлял «словесные расправы». Среди купцов были горожане, крестьяне, купцы, а иногда и дворяне. Так, Островский выслушал и искренние признания, и расплывчатые ответы на вопросы, увидел большое разнообразие внешности, движений, мимики, выслушал нестандартные обороты слов.
Впоследствии это оказало будущему драматургу огромную услугу, предоставив ему бесконечный запас информации и видов литературного творчества, занимавшего значительную часть жизни Александра, а также нашедшего свое место в творческой биографии А. Н. Островского.
Сотрудничество с «Современником»
Начиная с 1853 года, в течение тридцати лет комедии Александра Николаевича каждый сезон ставились на сценах Малого (в Москве) и Александринского (в Санкт-Петербурге) театров. С 1856 года творчество Островского регулярно освещается в журнале «Современник» (произведения публикуются). В период общественного подъема в стране (до отмены крепостного права в 1861 г.) произведения писателя вновь приобрели обвинительную остроту. В комедии «Похмелье на очередном банкете» писатель создал впечатляющий образ Брускова Тита Титича, в котором он воплотил грубую и темную мощь отечественного самодержавия. Здесь впервые прозвучало слово «тиран», которое впоследствии вошло в целую галерею персонажей Островского. Комедия «Доходное место» высмеяла ставшую нормой коррупцию чиновников. Драма «Родитель» стала живым протестом против насилия в отношении одного человека. Остальные этапы работы Островского будут описаны ниже. Но кульминацией достижения этого периода его литературной деятельности стала социально-психологическая драма «Гроза».
Исторические мотивы
Во второй половине 1860-х годов Александр Николаевич начал изучать историю Смутного времени. Он стал переписываться с известным историком и общественным деятелем Николаем Ивановичем Костомаровым. На основе изучения серьезных источников драматург создал целый цикл исторических произведений: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Тушино». Проблемы русской истории были изображены Островским талантливо и достоверно.
Обращение к истории
В 60-е годы Александр Николаевич уделяет особое внимание истории и знакомится с известным историком Костомаровым. В это время он написал психологическую драму «Василиса Мелентьева», исторические хроники «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и другие.
Он не перестает создавать повседневные комедии и драмы («Трудные дни» -1863, «Бездна» -1865 и др.), А также сатирические комедии о жизни знати («На всякого мудрого хватит простоты» -1868, г. «Бешеные деньги» -1869, «Волки и овцы» и др.).
В 1863 году Островский получил Уваровскую премию за исторические труды и был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
В следующем году он радует его рождением первенца Александра. Всего Островский станет отцом шестерых детей.
С 1865 по 1866 год (точная дата не определена) Александр Николаевич создал в Москве художественный кружок, который впоследствии окончили многие талантливые театральные операторы. В 1870 году (по другим данным — в 1874 году) в России было организовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, руководителем которого драматург останется до конца своей жизни. В этот период весь цвет русского культурного общества обитает в доме Островского. Его искренними друзьями и знакомыми станут И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, Л.Н. Толстой и многие другие выдающиеся личности современности.
В 1873 году Александр Николаевич Островский и молодой композитор Петр Ильич Чайковский через несколько месяцев напишут удивительную по слогам и звуку оперу «Снегурочка» на основе народных сказок и обычаев. И драматург, и композитор будут всю жизнь гордиться своим творением.
Кончина писателя
Напряженная общественная и творческая деятельность могла только сказаться на здоровье писателя. К тому же, несмотря на хорошие комиссионные от постановки спектаклей и годовую пенсию в 3 тысячи рублей, Александру Николаевичу не всегда хватало денег. Измученный постоянными переживаниями, тело писателя в итоге рухнуло. 2 июня 1886 года писатель скончался в своем имении в Щелыково под Костромой. Император Александр III пожаловал на похороны драматурга 3 тысячи рублей. Кроме того, он назначил вдове писателя пенсию в 3 тысячи рублей и еще 2400 рублей в год на воспитание детей Островского.
Общественная деятельность
В 1866 году Александр Николаевич основал знаменитый Художественный кружок. Позже он подарил московской сцене много талантливых фигур. Д.В. Григорович, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, П.М. Садовский, А.Ф. Писемский, Г.Н. Федотова, М.Е. Ермолова, П.И. Чайковский посетили Островского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, ИЭЭ.
В 1874 году в России было создано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. Президентом ассоциации избран Александр Николаевич Островский. Фото известного общественного деятеля были известны всем любителям исполнительского искусства в России. Реформатор приложил немало усилий, чтобы пересмотреть законодательство о театральном менеджменте в пользу артистов, что значительно улучшило их материальное и социальное положение.
В 1885 году Александр Николаевич был назначен заведующим репертуарным отделом московских театров и возглавил театральную школу.